Rambler's Top100 Что может вызвать у вас беспокойство : Назад  

Празднование первого дня рождения
Ребенок еще не ходит
Привязанность к бутылочке
Укладывание в постель ребенка, отнятого от груди
Пробуждения по ночам
Застенчивость
Замкнутость в обществе
Умение делиться
Привычка драться
"Забывание" навыка
Потеря аппетита
Как заставить ребенка получать адекватное питание
Увеличение аппетита
Отказ есть самостоятельно
Непредсказуемость
Нежелание отпускать родителей
Невербальный язык
Различия между полами
Перевод в большую постель
Привязанность к телевизору
Повышенная активность
Негативизм

Празднование первого дня рождения

Вся наша семья с нетерпением ждет первого дня рождения моей дочери. Я хочу, чтобы для нее это был особенный праздник, но в то же время боюсь, как бы он не стал чрезмерной нагрузкой для ее нервной системы.

Многие родители, увлеченные подготовкой праздника по случаю дня рождения ребенка, иногда забывают, что он еще слишком мал для шумных и продолжительных мероприятий. Чтобы подготовить праздник, который бы запомнился на всю жизнь, и ребенок не чувствовал себя слишком утомленным или перевозбужденным, воспользуйтесь некоторыми нашими советами.

Ограничьте число приглашенных
Слишком большое количество гостей, даже если это все знакомые лица, может так повлиять на ребенка, что он быстро устанет и остаток дня проведет в капризах и слезах. Поэтому ограничьте круг приглашенных несколькими членами семьи и близкими друзьями, а также несколькими детьми, если ваш ребенок уже может с ними общаться.

Не переусердствуйте с оформлением
Комната, украшенная большим количеством шаров, флажков, серпантина, масок, колпаков, как и чрезмерное скопление людей, может слишком перевозбудить ребенка. Поэтому проявляйте сдержанность в оформлении и используйте тему, которую, как вы знаете, она любит (Большая Птица, Микки Маус, плюшевые мишки). И если в качестве украшения вы используете надувные шары, помните о том, что маленькие дети могут подавиться кусочками резины, разлетающимися в стороны после того, как шарики лопаются.

Позвольте ребенку съесть праздничный пирог
но позаботьтесь о том, чтобы он был приготовлен из продуктов, не представляющих для него вреда, например из моркови и с несладкими свежими взбитыми сливками или фруктовым желе, украшенный изображением ее любимого сказочного персонажа. Можно также подать к столу мороженое, приготовленное с фруктовым соком вместо сахара. Если праздничный пирог достаточно питателен для того, чтобы пропустить кормление, не произойдет ничего страшного, если ваша малышка удивит вас, закопавшись в нем по уши, и будет слишком сытой (или усталой), чтобы потом что-либо съесть за ужином. Наконец, если вы решили порадовать гостей таким угощением, как воздушная кукуруза, орехи, виноград, помните, что они представляют опасность для маленьких детей - ими можно подавиться. Позаботьтесь также, чтобы все маленькие гости ели сидя.

Позаботьтесь об игрушках
Не пытайтесь заставить своего ребенка и его гостей играть в формальные светские игры - они для них еще не готовы, предложите им побольше таких простых и безопасных игрушек, как резиновые яркие мячики, книжки с картинками, игрушки для ванны и т.д.

Позвольте ребенку быть самим собой
Конечно же, будет очень мило, если ребенок улыбнется для фотоснимка, сделает несколько самостоятельных шагов, чтобы порадовать собравшихся, с интересом откроет каждый подарок и поворкует над ним, но особенно не надейтесь на это и не оказывайте на него давления. Позвольте ему быть самим собой, даже если он вырвется у вас из рук во время позирования для семейного фотоснимка, откажется встать на ноги для демонстрации своих успехов в ходьбе или увлечется пустой коробкой вместо дорогого подарка.

Рассчитайте время
Постарайтесь организовать этот день так, чтобы ребенок был хорошо отдохнувшим, накормленным (не пропускайте обед, надеясь на то, что он поест за праздничным столом) и соблюдал свой обычный режим. Не планируйте праздник на утро, если он обычно спит до полудня, или на середину дня, если он любит спать после обеда. И постарайтесь не затягивать праздник - максимум час-пол-тора, чтобы малыш не слишком устал и не перевозбудился.

Не забудьте запечатлеть это событие на память
Праздник закончится слишком быстро, как и первый год жизни вашего малыша, поэтому стоит запечатлеть его с помощью фотоаппарата или видеокамеры.

Ребенок еще не ходит

Сегодня у моего ребенка первый день рождения, а он еще даже не пытался сделать первые шаги. Ведь он должен уже начать ходить к этому времени?

Конечно, было бы весьма удачно, если бы ребенок сделал первые шаги в свой день рождения (и для большего удовольствия взрослых - в ботинках), но лишь немногие дети готовы оправдать такое ожидание. Хотя некоторые малыши начинают ходить за несколько недель или даже месяцев до этого события, другие подходят к этому важному этапу своего развития значительно позже. И хотя первый день рождения без самостоятельных шагов может быть разочарованием для родственников, это не является признаком наличия проблем с развитием. На самом деле большинство детей начинают ходить только после года, и средний возраст, когда ребенок делает первые шаги, находится между 13-15 месяцами. И то, когда ребенок сделает свои первые шаги - в 9 месяцев или в 15, - никак не отражается на его интеллекте.

Когда именно ребенок пойдет, часто зависит от его генетической предрасположенности: раннее (или позднее) освоение навыка ходьбы передается во многих семьях по наследству; от его веса и сложения (худой, мускулистый малыш пойдет раньше, чем полный и малоподвижный, и дети с короткими крепкими ножками начинают ходить раньше тех, у кого длинные и худые ноги, на которых труднее поддерживать равновесие). Это также может быть связано с тем, когда и насколько хорошо он научился ползать на четвереньках. Ребенок, который плохо ползает или не ползает совсем, порой начинает ходить раньше малыша, который прекрасно себя чувствует, передвигаясь на всех четырех конечностях.

Плохое питание или отсутствие стимулирующего окружения также может отсрочить тот момент, когда ребенок сделает первые шаги. Или негативный опыт - возможно, малыш сильно ушибся, когда в первый раз рискнул отпустить мамину руку. В таком случае он может не делать повторных попыток, пока не научится уверенно держать равновесие. Ребенок, на которого оказывают давление нетерпеливые родители, заставляя его практиковаться в ходьбе по нескольку раз в день, может взбунтоваться (особенно если у него упрямый характер) и начать самостоятельно ходить значительно позднее. Ребенок должен развиваться собственными темпами. Первые шаги ребенка, который перенес воспаление среднего уха, грипп или какое-либо другое заболевание, могут быть отложены до той поры, пока он не почувствует себя лучше.

Ребенок, который постоянно находится в манеже со стенами из сетки (о которую он не может опереться и попытаться встать), пристегнут к коляске или еще по какой-либо причине лишен возможности развивать мышцы ног и уверен- . ность в своих силах, может начать ходить со значительным; опозданием. Точно так же ребенок, большую часть времени передвигающийся в ходунках, по всей вероятности, будет отставать с самостоятельной ходьбой, а не опережать своих сверстников. Вашему ребенку необходимо практиковаться во вставании, курсировать, стоять, ходить по комнате, в которой нет ковров и нескользкий пол, а мебель расставлена достаточно близко, чтобы он мог, держась за нее, передвигаться на короткие расстояния. Он быстрее добьется успеха, если пойдет босиком, поскольку дети используют пальцы ног для сохранения равновесия, когда они делают первые шаги.

Хотя многие совершенно нормальные и даже крайне одаренные дети не ходят вплоть до 2,5 года, особенно если один из родителей тоже пошел поздно, все-таки если малыш не сделал первых шагов до 18 месяцев, его должен осмотреть доктор, чтобы выявить наличие физических или эмоциональных факторов, мешающих ходьбе. Но даже в таком возрасте, не говоря уже про 12 месяцев, ребенок, не начавший ходить, - это не причина для беспокойства.

Привязанность к бутылочке

Я надеялась отучить своего сына от бутылочки к одному году, но он настолько к ней привязан, что не могу ее отнять даже на минуту.

Как и любимая игрушка, бутылочка является источником эмоционального покоя и утешения, но она может причинить вред, если. ребенок пользуется ею неправильно или слишком долго. Например, деформация полости рта может привести к потере зубов и неправильному развитию ротовой полости, что, в свою очередь, способно помешать ребенку хорошо прожевывать пищу. Кроме того, дети, которые слишком долго пользуются соской, в большей степени подвержены риску заболеть воспалением среднего уха. Бутылочка также мешает полноценному питанию ребенка. Питаясь из бутылочки в течение всего дня молоком или соком, ребенок может удовлетворять таким способом голод и не испытывать потребности в другой пище, что мешает сбалансированному рациону. Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что постоянное присутствие в руках ребенка бутылочки может замедлить его развитие. У малыша, который все время держит бутылочку, свободна только одна рука для игр, обучения и исследований, а постоянная соска во рту мешает ему учиться говорить.

По этим причинам многие педиатры рекомендуют отнять ребенка от бутылочки к первому дню рождения или чуть позже. И хотя это нелегко, особенно если уже сформировалась сильная привязанность, сейчас это сделать проще, чем позднее, когда ребенок станет еще более упрямым.

Если вам кажется, что ваш ребенок еще не готов полностью отказаться от бутылочки, давайте ее только 2-3 раза в день в качестве дополнительного питания между основными кормлениями вместе с кусочками твердой пищи и жидкостью из чашки. Если вы будете наполнять бутылочку водой вместо молока или сока, это поможет снизить интерес, который испытывает к ней ребенок, и в то же время защитит его зубы. Не позволяйте ребенку брать бутылочку с собой в кровать, ходить или ползать вместе с ней или есть из нее во время игр.

Укладывание в постель ребенка, отнятого от груди

Я никогда не укладывала свою дочь в постель в бодром состоянии - она всегда засыпала во время кормления грудью. Как я буду укладывать ее спать вечером после того, как она начнет пить молоко из чашки?

Если вы перестали кормить малыша грудью перед сном, укладывание его спать потребует несколько больших усилий, чем раньше. Как и привычку к любому снотворному, привычку к кормлениям перед сном необходимо преодолеть. И как только это произойдет, ваш ребенок на всю жизнь приобретет очень важный навык - способность засыпать самостоятельно. Помочь вам в этом может ежевечерний ритуал укладывания в постель. Если он будет с неизменным постоянством повторяться каждый вечер, то способен подействовать усыпляюще на любого человека, в том числе и на ребенка. Если вы до сих пор не выработали такого ритуала, сделайте это по крайней мере за 2 недели до того, когда вы намерены лишить ребенка вечернего кормления. Кроме того, за несколько дней до назначенного срока добавьте к ритуалу отхода ко сну закуску в постели, когда ребенок уже в пижаме и вы читаете ему книжку. Закуска должна быть легкой, но достаточно сытной (например, подслащенное соком печенье, полчашки молока или кусочек сыра) и может подействовать успокаивающе на ребенка. Также убедитесь в том, что окружающая обстановка способствует сну. Не приучайте ребенка засыпать с помощью укачивания, с тем чтобы впоследствии не преодолевать эту новую привычку. Полной самостоятельности в отходе ко сну можно добиться только тогда, когда ребенок оставлен наедине с собой. Но будьте готовы к плачу, и не исключено, что довольно сильному. Однако уже через несколько ночей плач будет менее интенсивным и продолжительным и вскоре прекратится совсем.

Пробуждения по ночам

Наш ребенок обычно спал всю ночь, но внезапно начал просыпаться 1-2 раза за ночь. Он также очень расстраивается, если я оставляю его одного в спальне.

Боязнь разлуки обычно появляется между 12-15 месяцами и наиболее сильно проявляется по ночам. Поскольку в спальне ребенок остается в полном одиночестве, это может стать причиной более серьезной эмоциональной травмы, чем разлука в дневное время. У многих детей это приводит к повышенной нервозности, беспокойным ночам и проблемам со сном.

Боязнь разлуки на ночь сильнее проявляется у тех детей, чьи матери работают (ребенок, который почти не видел мать в течение дня, боится потерять ее и ночью), особенно если у него появилась новая няня. Независимо от того, сколько времени вы проводите вместе с ребенком, попробуйте облегчить его чувство тревоги с помощью ласк и внимания.

Если у ребенка проблемы с засыпанием или он просыпается испуганным среди ночи, а метод "пусть выплачется" не помогает или кажется вам слишком бессердечным, попробуйте несколько минут посидеть около кроватки и успокоить его. Но не оставайтесь с ним до того момента, когда он заснет; иначе ребенок привыкнет засыпать в вашем присутствии. Вместо этого оставьте его сонным и постарайтесь больше не возвращаться, если он заплачет. Но если ничего не помогает, посоветуйтесь с доктором о возможности перейти на диету без молока, так как непереносимость этого продукта порой вызывает бессонницу.

Застенчивость

Мы с мужем очень общительны и расстраиваемся из-за того, что у нас очень застенчивая дочь.

Застенчивость - это наследственное свойство. Если даже сами родители не проявляют такую особенность характера, тем не менее они сами передали ее ребенку. Хотя существует возможность изменить застенчивое поведение, полностью от него избавиться крайне трудно, и родителям не следует делать таких попыток, поскольку это - неотъемлемая часть личности их ребенка.

Хотя многие застенчивые дети сохраняют свое внутреннее убежище до конца жизни, большинство из них вырастают достаточно общительными людьми. И вовсе не родительское давление заставляет их измениться, а любовь и поддержка. Если вы будете заострять внимание на застенчивости своей дочери как на недостатке, то лишь подорвете ее самоуверенность, что сделает ее еще более робкой. С другой стороны, если вы поможете ребенку поверить в себя, она будет раскованнее в присутствии других людей.

Также вполне возможно, что застенчивость вашей дочери объясняется нормальным для малышей ее возраста недостатком общительности. Годовалые или даже двухлетние малыши часто еще не готовы заводить себе друзей. Когда ваша дочь немного подрастет, она может удивить вас своими успехами в искусстве общения.

Замкнутость в обществе

Несколько недель назад мы присоединились к игровой группе, и я заметила, что мой ребенок не играет с другими детьми. Как мне сделать его более общительным?

Вы не можете этого сделать, даже не следует пытаться. В возрасте до 2 лет ребенок несоциальное существо, и никакие программы не изменят этого обстоятельства. Подобный недостаток не вызывал беспокойства у предыдущего поколения родителей, поскольку большинство детей не принимали участия в групповых играх вплоть до 3-4 лет, а порой и до пяти. Но эта черта поведения вызывает озабоченность у современных родителей, которые часто включают своих детей в игровые группы и отдают в ясли еще до первого дня рождения.

Хотя ранний контакт со своими сверстниками не может принести детям никакого вреда (кроме некоторого количества дополнительных простуд и нескольких лишних вирусов), стремление родителей сделать ребенка более общительным может в результате привести к серьезной эмоциональной травме. Это происходит потому, что дети до 3 лет еще не готовы к общению. В таком возрасте они играют рядом друг с другом, но не вместе. Заставляя ребенка играть с другими детьми, вы можете сделать его еще более нелюдимым и вызвать желание сторониться подобных ситуаций в будущем. Сейчас ваш ребенок ведет себя в обществе совершенно нормально, и позвольте ему собственными темпами налаживать контакты со сверстниками, но не сейчас, а в ближайшие годы.

Умение делиться

Мой сын посещает игровую группу, но он и другой ребенок большую часть времени занимаются тем, что отнимают друг у друга игрушки. Когда ситуация изменится к лучшему?

Еще не скоро. Только в два, а порой и в 3 года ребенок начинает понимать, что такое с кем-то делиться. Если ваш малыш не хочет расставаться со своей собственностью, он ведет себя нормально для своего возраста. Вам придется потратить много усилий на объяснения и уговоры (никогда не применяйте силу!) в течение последующих нескольких лет, чтобы научить ребенка считаться с другими и стать добрым.

Привычка драться

Мой ребенок - в одной игровой группе с несколькими детьми, которые старше его. Некоторые из них начинают драться, если что-то их не устраивает, и мой сын начал вести себя точно так же. Как мне справиться с такой ситуацией?

Кулак малыша редко способен причинить сопернику ощутимое повреждение, и пройдет еще много лет, прежде чем ваш ребенок начнет приходить с синяками с игровых площадок. Но то, что детские удары почти безвредны, вовсе не означает, что детям можно позволять драться. Хотя ребенок младше 2 лет может еще не понимать, что другие дети тоже способны чувствовать, ему вполне по силам понять, что драться недопустимо.

Если ваш ребенок начнет драться, кусаться или еще каким-либо образом проявлять агрессивность, реагируйте немедленно, спокойно и твердо. Ваш гнев может заставить ребенка принять оборонительную позицию и вести себя еще хуже. Шлепки только научат его тому, что насилие - это нормальный способ выражать свой гнев. И слишком бурная реакция на инцидент может вызвать у него желание повторить представление, чтобы привлечь к себе больше внимания. Отведите ребенка в сторону, постарайтесь объяснить ему, что драться - это плохо и удары могут причинять людям боль. Сделав свое внушение, отвлеките его внимание, чтобы сменить тему. Используйте такой подход столько раз, сколько это будет необходимо, и постепенно ребенок поймет, чего вы от него хотите. Игры с другими детьми должны проходить под присмотром взрослых, поскольку всегда есть вероятность того, что ребенок использует для удара еще что-нибудь, кроме кулака, и риск получить травму от удара ногой, игрушкой, камнем или палкой вполне реален.

"Забывание" навыка

В прошлом месяце моя дочь всем махала рукой на прощание, а сейчас она словно бы забыла, как это делать. Я думала, что в своем развитии она всегда должна, двигаться вперед, а не отступать назад.

Она как раз и движется вперед, осваивая другие навыки. Очень часто бывает, что ребенок постоянно использует один и тот же навык - для своего удовольствия, а также всех окружающих, а когда овладеет им полностью, оставляет его, чтобы перейти к следующей задаче. Вашему ребенку уже надоел ее старый трюк, и сейчас она, вероятно, с энтузиазмом изучает что-то новое, например, лает каждый раз, когда видит четвероногое животное, играет в "ку-ку" или "ладушки". Все эти упражнения она тоже временно оставит, когда они потеряют для нее свою привлекательность. Поэтому не беспокойтесь из-за того, что ребенок словно бы забыл какой-то навык, и поощряйте ее изучать что-либо новое. Вам следует проявить озабоченность только в том случае, если ребенок не сможет делать многое из того, что он делал недавно, и при этом не будет учиться чему-то новому. Если возникнет такая ситуация, обратитесь к доктору.

Потеря аппетита

Совершенно внезапно у моего сына пропал всякий интерес к еде - он почти не притрагивается к пище и всем своим видом выражает желание поскорее слезть со стульчика для кормления. Не болен ли он?

Если бы ваш ребенок продолжал есть так, как он ел в течение первого года жизни, и такими же темпами набирал вес, то очень скоро напоминал бы своим внешним видом пузырь, а не маленького мальчика. К концу первого года большинство детей утраивают тот вес, который они имели при рождении; за второй год они прибавляют лишь четверть собственного веса. Так что потеря аппетита у вашего ребенка в настоящее время является лишь способом, при помощи которого его организм заботится о нормальном снижении в темпе набора веса.

Существуют и другие факторы, которые могли повлиять на изменение отношения вашего ребенка к еде. Один из них - это возросший интерес к окружающей действительности. В течение большей части первого года жизни прием пищи являлся основой его существования. Теперь это - неприятные помехи в "насыщенной жизни малыша", который предпочел бы все время оставаться на ногах (так много вещей нужно сделать, так много мест посетить, столько шалостей совершить!).

Растущая независимость также может оказать влияние на то, как ребенок реагирует на пищу. Он становится более разборчивым. Резкое изменение вкуса может стать правилом - арахисовое масло в сочетании с любым продуктом на этой неделе и отказ от всего, что его хотя бы отдаленно напоминает, - на следующей. И лучше смириться с тем, как ребенок планирует свое меню (до тех пор, пока его выбор не начнет противоречить нормам полноценного питания), чем воевать с ним. В конце концов его эксцентричность в еде пойдет на убыль.

Может быть, ваш ребенок не ест потому, что ему не нравится сидеть на высоком стульчике для кормления, поэтому попробуйте посадить его за общий стол. Или, может быть, он не способен сидеть за столом спокойно .столько же времени, сколько остальные члены семьи; в таком случае не сажайте его за стол до тех пор, пока не накроете, и выпускайте из-за стола, как только он начнет проявлять беспокойство.

Некоторые дети также теряют аппетит, когда у них прорезываются зубы, особенно первые резцы. Если потеря аппетита у вашего ребенка сопровождается раздражительностью, жеванием пальца и другими симптомами прорезывания зубов, вы можете быть уверены в том, что его аппетит восстановится, как только пройдет ощущение дискомфорта. Однако если потеря аппетита сопровождается такими симптомами, как повышенная температура, бледность, слабость, обрати--тесь к доктору. Также проконсультируйтесь с врачом, если ребенок совсем перестанет набирать вес, выглядит крайне худым, слабым, апатичным и раздражительным или если у него особенно сухие, ломкие волосы и сухая бледная кожа.

Хотя вы ничего не сможете сделать (и не должны делать) с отсутствием аппетита у ребенка, вызванным нормальным изменением в росте, есть способы убедиться в том, что он употребляет все продукты, необходимые для его развития (см. ниже).

Как заставить ребенка получать адекватное питание

Я боюсь, что мой сын не получает достаточного количества протеина и витаминов, поскольку он не ест мясо и овощи.

Многим родителям годовалого малыша может показаться, что их ребенок, который отказывается питаться регулярно, капризничает и весь день проводит на кусках, не получает необходимое ему количество питательных веществ. Однако потребности малыша в питании невелики, и они могут удовлетворяться не только из очевидных источников (протеин - из мяса и рыбы, витамин А-из шпината), а также из самых необычных и вкусных блюд.

Протеин. Ваш ребенок может получить необходимое ему количество протеина, потребляя творог, твердый сыр, молоко, молочный коктейль, йогурт, яйца, каши и хлеб из муки грубого помола, пророщенную пшеницу, фасоль, горох и макароны (особенно сорта с высоким содержанием протеина). Его ежедневную потребность в протеине могут восполнить: 2 2/3 чашки молока и 2 ломтика хлеба; 2 чашки молока и 30 г швейцарского сыра; 1 чашка молока, 1 чашка йогурта, 1 тарелка овсяной каши и 1 ломтик хлеба; 1 чашка молока, 1/4 чашки творога, 1 тарелка овсяной каши и 2 ломтика хлеба. Если ваш ребенок не любит продукты, содержащие протеин, в натуральном виде, попробуйте предложить ему оладьи с нежирным сухим молоком, яйцами и пророщенной пшеницей; французские тосты с хлебом из цельного зерна, яйцами и молоком; рыбные котлеты, макароны с тертым сыром.

Овощные витамины. Ваш ребенок будет получать все витамины, содержащиеся в овощах, употребляя такие блюда, как тыквенные оладьи, морковные кексы, соус из помидоров и брокколи для макарон, овощные оладьи, овощное рагу с сырным соусом или лапшой, а также дыню, манго, желтые персики и картофель.

Чтобы накормить капризного и привередливого в еде малыша, предлагайте ему здоровую пищу, когда он голоден, и позвольте выбирать самому, когда у него нет аппетита, но не принуждайте его. Постарайтесь сократить объем пищи в перерывах между основными кормлениями, чтобы не перебить ему аппетит. Избегайте пустой и высококалорийной пищи (сладости с сахаром, сухие фрукты, выпечка из муки высших сортов), которая только удовлетворит аппетит ребенка, но не оставит места для питательных продуктов, которые ему необходимы.

То, что ваш ребенок сегодня не съел мясо, птицу или рыбу, шпинат, брокколи или морковь, не означает, что он не станет их есть завтра. Сделайте так, чтобы они были для него доступны за общим столом, но никогда не принуждайте есть их. Возможно, однажды он удивит вас тем, что сам их попросит. И даже если он закончит день, ничего не съев, кроме апельсинового сока, каши с бананами, тыквенных оладий, молока, дыни, хлеба с сыром и яблочного сока, а также выпив некоторое количество воды и приняв витамин-но-минеральные добавки, вы можете быть спокойны - ваш ребенок получил все необходимые ему питательные вещества.

Увеличение аппетита

Я думала, что у годовалых детей снижается аппетит. У моей дочери он, напротив, постоянно растет. Она не толстая, но я боюсь, что она скоро сильно поправится, если будет продолжать есть так много.

Скорее всего она стала больше есть из-за того, что употребляет меньше жидкости. Дети, которые лишь недавно перестали питаться грудным молоком или из бутылочки, компенсируют недостаток калорий большим количеством твердой пищи. Хотя вам могло показаться, что ваша дочь стала получать больше калорий, их потребление, вероятно, осталось на прежнем уровне или даже сократилось. Причиной повышенного аппетита может быть то, что ваш ребенок проходит через всплеск роста либо стал более активным - начал много ходить, и его организму требуются дополнительные калории.

Здоровые дети, если им позволяют есть столько, сколько хочется, продолжают расти нормальными темпами. И если кривые роста и веса вашей дочери не расходятся, то вам не о чем беспокоиться. Обращайте больше внимания на качество, чем на количество пищи, которое она потребляет, и позаботьтесь о том, чтобы ее здоровый аппетит не расходовался на малоценную пищу и дневной рацион не был перегружен жирной пищей, способной привести к тучности. Но если вы заметите, что она ест от скуки, а не от голода, помогите ей найти другие занятия за пределами кухни. Или если вы подозреваете, что ваша дочь ест из-за потребности в эмоциональном удовлетворении, убедитесь в том, что она получает достаточно любви и внимания с вашей стороны.

Отказ есть самостоятельно

Я знаю, что мой сын может есть сам, - он уже делал это несколько раз. Но теперь он упрямо отказывается держать бутылочку, брать руками чашку или есть ложкой.

Внутренняя борьба между желанием оставаться младенцем и желанием вырасти у вашего ребенка только началась. В первый раз он получил возможность самостоятельно удовлетворить одну из своих потребностей, но у него нет уверенности в том, что ему это нужно, если при этом придется расстаться с уютной и безопасной ролью младенца. Инстинктивно ваш малыш ощущает, что чем меньше в нем будет оставаться от младенца, тем в меньшей степени он будет привязан к маме.

Не заставляйте своего ребенка расти слишком быстро. Если он захочет есть сам, позвольте ему, но пока ему хочется, чтобы его кормили, кормите его сами. Однако создавайте ему все условия для самостоятельного приема пищи - сделайте так, чтобы бутылочка, чашка и ложка были доступны для него, предлагайте ему еду для рук во время кормлений и в перерывах между ними.

Непредсказуемость

Моя маленькая дочь не знает, чего ей хочется. Сначала она преследует меня по всему дому и цепляется за мои ноги, когда я пытаюсь заняться своими делами. В следующую минуту она оставляет меня, когда я присаживаюсь для того, чтобы ее обнять.

Ваша дочь - нормальный годовалый ребенок. Как и дети, отказывающиеся есть самостоятельно, она разрывается между стремлением к независимости и страхом того, что за эту независимость придется слишком многим заплатить. Когда вы заняты чем-то еще, особенно если вы передвигаетесь по дому быстрее, чем она, у вашей дочки появляется страх, что она теряет свое влияние и вместе с ним любовь, поддержку, покой и безопасность, которые вы в ее глазах олицетворяете, и старается от вас не отходить. С другой стороны, как только вы становитесь более доступной, она получает возможность поиграть в недотрогу и испытать собственную независимость, находясь в безопасной близости от вас.


Когда ваша дочь больше привыкнет к осознанию независимости и к тому, что вы всегда будете ее мамой, она перестанет так себя вести. Но эта черта ее характера будет периодически заявлять о себе в течение многих лет, вероятно, даже когда она сама станет матерью. (Разве вы сами не испытываете желания снова стать маленькой девочкой, хотя бы на мгновение, и в то же время болезненно реагируете на малейшую попытку вашей матери вмешаться в вашу жизнь?)

Ну а пока помогите ей успокоиться и чувствовать себя более надежно. Если вы чем-то заняты на кухне, а она находится в гостиной, разговаривайте с ней, навещайте ее или пригласите ее вам помочь. Поддерживайте и поощряйте своего ребенка, когда он делает первые шаги навстречу независимости, но будьте терпеливы и отнеситесь с пониманием, если он споткнется и бросится искать у вас утешения.

Нежелание отпускать родителей

Мы и раньше оставляли своего ребенка с сиделкой. Но теперь он поднимает страшный скандал, если видит, что мы собираемся уйти. Мы чувствуем себя очень виноватыми.

Именно такое чувство он и хочет вызвать. И хотя вам следует с пониманием относиться к его отчаянным попыткам манипулировать вами, вы не должны ему позволять в этом преуспеть. Усиление боязни разлуки - нормальное явление на данной стадии развития ребенка, и оно редко является результатом того, что родители в чем-то поступили с ним не так. Такое поведение частично объясняется тем, что у вашего ребенка теперь значительно улучшилась память и логическое мышление. Он вспоминает, что происходит после того, как вы надеваете пальто, берете сумочку и уходите без него, и уже способен предчувствовать разлуку, которая продлится бесконечно долго после того, как вы закроете за собой дверь. И если вы раньше не оставляли его достаточно часто с сиделкой, то он может испытывать сомнения относительно того, вернетесь ли вы вообще.

Но хотя ребенок может с успехом вызвать у родителей чувство вины, которое будет их сопровождать весь вечер, его истерика обычно стихает, как только за ними закрывается дверь и он понимает, что его дальнейшие усилия будут тщетными.

Чтобы ребенок не расстраивался слишком сильно и привыкал обходиться без вас, а вы не чувствовали себя виноватыми, прежде чем уйти:

  • убедитесь в том, что оставляете ребенка с сиделкой, которая не только надежна, но и терпелива, отзывчива независимо от поведения ребенка;
  • позаботьтесь о том, чтобы сиделка пришла по крайней мере за 15 минут до вашего ухода, чтобы они вдвоем могли чем-нибудь заняться еще при вас. Не беспокойтесь из-за того, что ваш ребенок отказывается заниматься чем-либо с сиделкой, пока вы еще дома; как только вы уйдете, он, несомненно, более благосклонно отнесется к тому, кто с ним остался;
  • заранее предупредите ребенка о своем уходе. Если вы один раз попытаетесь избежать сцены, незаметно выскользнув за дверь, пока ребенок вас не видит, то он может начать испытывать страх из-за того, что вы способны в любой момент его покинуть, не предупредив, и очень расстроится;
  • сделайте из своего ухода приятный для ребенка ритуал с объятиями и поцелуями, но не затягивайте прощание и не делайте его слишком сентиментальным. Попросите сиделку поднести ребенка к окну, чтобы вы могли помахать ему с улицы;
  • если ребенок плачет, попытайтесь его утешить и объяснить, что вы понимаете его чувства и тоже будете без него скучать;
  • убедите его в том, что скоро вернетесь. Используйте какую-нибудь легкую прощальную фразу, которую он вскоре начнет ассоциировать с вашим уходом.

Если ваш ребенок плачет в течение всего времени, пока вы отсутствуете, подумайте о том, что, возможно, вы пользуетесь услугами не той сиделки, не уделяете ребенку достаточно внимания, когда находитесь рядом с ним, или вам нужно чуть больше помогать ему свыкнуться с мыслью о вашем уходе. Попробуйте для начала оставить ребенка с человеком, которого он хорошо знает, и в первый раз покиньте дом на 15 минут. Как только он поймет, что вы всегда возвращаетесь, он сможет спокойно переносить эти короткие разлуки и уже будет готов для более долгих.

Невербальный язык

Наша дочь произносит лишь несколько слов, но она придумала язык жестов. Может ли быть что-то не в порядке с ее слухом?

Вряд ли у вашей девочки плохой слух, но зато с уверенностью можно сказать, что с выдумкой у нее все в порядке. Если ребенок понимает все, что ему говорят, и даже пытается имитировать звуки, пусть пока безуспешно, то с его слухом почти наверняка все в порядке. То, что она использует язык жестов или другие невербальные способы выражения своих потребностей и мыслей (такие, как мычание), это лишь придуманный ею способ справиться с разрывом между пониманием и активной речью. Некоторые дети испытывают больше трудностей с формированием слов; у многих эти трудности продолжаются даже в дошкольные годы, а порой в период начального обучения. Они могут заменять отдельные буквы в словах, в то время как их сверстники говорят правильно.

Чтобы компенсировать неспособность общаться вербально, многие дети изобретают собственные формы языка, например, как ваша дочь, добиваются успеха в разговоре руками. Поскольку для этого требуются большая изобретательность и сильное желание общаться, оба качества заслуживают поощрения, и вы должны прилагать все усилия для того, чтобы понять особый язык своей дочери и отвечать ей. Но не забывайте, что ваша главная цель заключается в том, чтобы обучить ее настоящей речи. Когда она изображает мелодию колыбельной, скажите ей: "Ты хочешь спать?", когда она показывает на молоко, отвечайте: "Ты хочешь стакан молока? Хорошо, сейчас я тебе дам", а если она показывает на свои уши, когда видит кролика в книжке с картинками, ответьте: "Очень хорошо. Это кролик. У кролика длинные уши". Но если она не реагирует, когда вы окликаете ее со спины или зовете из другой комнаты, и не понимает простые команды, попросите доктора проверить ее слух.

Различия между полами

Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы наш сын вырос человеком, с уважением относился к лицам противоположного пола. Но, несмотря на все наши усилия, мы не можем заставить нашего одиннадцатимесячного малыша играть в куклы - он предпочитает бросать их о стену.

Вы сделали то же открытие, которое делают многие родители, решившие воспитывать своего ребенка, не придерживаясь стереотипов половой принадлежности. Равенство послов - это идеал, чье время еще должно прийти, но чувство половой принадлежности - это идея, чье время никогда не закончится. В настоящее время ученые считают, что различие между полами определяется в матке, когда начинают вырабатываться половые гормоны, такие, как тестостерон и эстрадиол. Зародыши мужского пола получают больше первого, а зародыши женского пола - второго. Это, по всей видимости, оказывает какое-то влияние на различия в развитии мозга, разницу в физической силе и подходе к жизни.

Хотя необходимо провести еще множество исследований, чтобы подробнее описать эти различия, мы вполне можем заметить некоторые различия с самого рождения. Девочки еще в роддоме дольше фокусируют взгляд на лицах, сильнее реагируют на прикосновение, боль и шум; мальчики больше реагируют на визуальную стимуляцию. Девочки - более чувствительны, но их легче утешить и успокоить; мальчики склонны больше плакать и более раздражительны. Эти различия, разумеется, применимы только к группам мальчиков и девочек, и они не являются обязательными для отдельных детей; некоторые девочки могут быть в большей степени наделены "мужскими" свойствами, чем некоторые мальчики, и наоборот.

Также очень рано становится заметно, что мальчики имеют большую мышечную массу, большие по размерам легкие и сердце и менее чувствительны к боли, в то время как у девочек на теле больше жировых отложений, их таз имеет другую форму, и они другим способом перерабатывают кислород в мышечной ткани, что позднее делает их менее выносливыми, чем мальчиков. Однако маленькие девочки не являются "слабым полом" - с самого начала они более жизнеспособны.

С возрастом становится ясно, что большинство мальчиков физически более активны, чем девочки. Девочки проявляют больший интерес к людям, мальчики - к вещам, наверное, поэтому девочки любят играть в куклы и наряжаться, в то время как мальчики предпочитают грузовики и пожарные машины. Девочки раньше начинают говорить, поскольку, по всей видимости, оба полушария их мозга развиты одинаково и гармонично функционируют. С другой стороны, мальчики лучше решают задачи, требующие пространственного восприятия и понимания принципов механики, вероятно, потому, что их правое полушарие развито лучше, чем левое. Однако интересно, что мальчики такие же добрые, как и девочки, даже в младенчестве, а девочки не более пугливы, чем мальчики, хотя они могут с большей готовностью проявлять свой страх - вероятно, это приобретенное свойство.

К тому времени, когда дети начинают играть друг с другом (в этом возрасте они пока заняты параллельными играми), становится заметно, что мальчики, как правило, более агрессивны и физически, и вербально, в то время как девочки более послушны. Мальчики любят играть большими группами, а девочки - разбившись на пары. В школе девочки продолжают превосходить мальчиков в языковой области (в грамматике, чтении, словарном запасе, написании сочинений), а мальчики - в навыках, требующих пространственного мышления (решение кроссвордов и геометрических головоломок, чтение карт), а к 10 годам и в математике (хотя не ясно, является эта склонность врожденной или приобретенной). Девочки обычно быстрее взрослеют, хотя и здесь бывают исключения.

Физиологические и эмоциональные различия мальчиков и девочек становятся все более заметны по мере взросления. Но их жизненная позиция во многом будет определяться позицией родителей и того примера, который они им показывают. Вы можете вырастить ребенка, которому будет чужда любая дискриминация по половому признаку, который с уважением относится как к мужчинам, так и к женщинам, который выбирает свою будущую роль в жизни не на основе стереотипов (любого сорта), а на основе своих собственных сил и желаний. Чтобы достичь этой цели, воспользуйтесь некоторыми нашими советами.

  • Помните о том, что врожденные различия между мужчинами и женщинами никоим образом не означают, что один из полов в чем-то лучше или хуже, сильнее или слабее. Различия обогащают, кичливость выставляет человека в смешном виде. Передайте эту позицию своему ребенку.
  • Относитесь к своему ребенку как к личности. В то время как в общей массе мужчины обладают большим количеством мускулов и более агрессивны, есть и такие женщины, которые имеют сильные мускулы и агрессивнее некоторых мужчин. Если у вас есть дочь, которая демонстрирует больше "мужских" качеств, или сын, наделенный многими "женскими" чертами, не дразните и не унижайте их. Принимайте, любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть (мальчики, которые с раннего детства демонстрируют женские черты характера, например, играют в куклы и избегают жестких 'спортивных игр, с большей вероятностью станут позднее гомосексуалистами, если их родители (особенно отцы) пытаются их заставить "быть мужчиной" постоянными насмешками, давлением, лишением любви или физическими наказаниями. Такие мальчики чувствуют себя оторванными от отцов и вследствие этого могут испытывать сильную потребность в мужской любви и понимании во взрослые годы. Если ребенок кажется несчастным из-за своей половой принадлежности и не любит играть со сверстниками одного с ним пола, то профессиональная консультация в такой ситуации может оказать неплохую помощь).
  • Изменяйте экстремальное поведение. Принятие ребенка таким, каков он есть, вовсе не означает, что вы не должны, руководствуясь здравым смыслом, порой вносить некоторые коррективы. Если ваш ребенок слишком агрессивен, вы должны научить его, как смирять агрессию; если он, напротив, слишком пассивен, вам следует привить ему побольше решительности.
  • Выбирайте такие игрушки для ребенка, от которых он мог бы получать наибольшую пользу. Если ребенок использует игрушку не так, как вы ожидали (мальчики и девочки могут играть в одни и те же игрушки по-разному, и даже в пределах одного пола манеры обращения с игрушкой могут различаться), примите это.
  • Не проявляйте дискриминацию по половым признакам. Не стоит говорить своему сыну, что он большой мальчик и не должен плакать, а затем утешать его сестру, если она зальется слезами. Не ограничивайтесь в комплиментах своей дочери фразой вроде: "Какая ты хорошенькая", а сыну "Ах, какой ты сильный" или "Какой ты большой мальчик". Говорите им это всякий раз, когда возникнет подходящая ситуация. Но также похвалите мальчика за то, что он ласков с сестрой, и девочку за то, что она ловко бросает мяч. Делайте это не для того, чтобы попытаться поменять у ребенка роль, определенную его полом, а потому, что личность ребенка состоит из множества граней и каждая из них требует внимания.
  • Постарайтесь избегать туманных рассуждений о различных навыках и обязанностях. Если, например, вы создадите у своих детей впечатление, что уход за детьми - это работа, которая требует меньшего уважения, то ни мальчик, ни девочка не будут относиться к ней с уважением, когда станут взрослыми. Если вы дадите им понять, что работа в офисе - это более стоящее занятие, чем роль домохозяйки, они также не будут ценить последний выбор.
  • Разделяйте работу по дому в соответствии со способностями, интересами, наличием свободного времени, а не со сформировавшимся стереотипом. Если один из родителей имеет работу, отнимающую меньше времени, или вообще не работает, то он должен больше времени проводить с детьми, а другой - играть с ними всякий раз, когда у него появится - такая возможность. Работа, которую никто не хочет делать, должна выполняться по очереди или поручаться тому, кто оказался свободен. ("Дорогой, ты не выбросишь мусор?") Но эта система не будет действовать, если ваши поручения не будут выполняться.
  • Подавайте пример. Решите, какие качества, как мужские, так и женские, вы и ваш муж цените больше всего и хотите культивировать в себе и в своих детях. Давая мальчику куклы для игр, вы с меньшей эффективностью научите его нянчиться с детьми, чем если бы папа сам показывал такой пример. Бейсбольная бита и мяч с меньшим успехом научат маленькую девочку развивать свои физические способности, чем мать, которая ежедневно совершает пробежки. В маленьких детях развивается чувство половой принадлежности частично через игры с представителями своего пола, частично - посредством идентификации себя с родителем одного с ним пола; поэтому относитесь внимательнее к своим поступкам и высказываниям.
Перевод в большую постель

Мы ожидаем появления второго ребенка через 6 месяцев. Когда и как я могу перевести нашего сына из детской кроватки в постель?

Готов или нет ваш ребенок к большой постели, зависит от его возраста и размера. Вот всеми признанное правило: если рост ребенка около 90 см или он может самостоятельно выбраться из кроватки, значит, он готов для постели. Некоторые особенно подвижные дети способны выбираться из кроватки до того, как они достигнут этого роста; другие, менее смелые, могут даже не делать таких попыток.

Если вы чувствуете, что ваш старший ребенок еще не готов для постели и этого может не произойти даже к моменту появления новорожденного, купите ему новую кроватку, которая раскладывается в детскую кровать. Таким образом вы сможете перевести его в новую кроватку сейчас, чтобы он не чувствовал, что новорожденный занял его место. Будьте готовы к тому, что он может среди ночи встать с кровати, поэтому поддерживайте ночью его комнату в такой же безопасности, как и днем. Держите закрытыми окна в его спальне и уберите электрические обогреватели за пределы досягаемости ребенка. Если ребенок спит беспокойно и может упасть с кровати, то страховочное ограждение будет разумной мерой предосторожности.

Если ваш старший ребенок способен это понять, попробуйте объяснить ему, что вы собираетесь купить ему новую постель. Из стратегических соображений добавьте такую фразу: "Малыш не сможет в ней спать, потому что это кровать для большого мальчика". Позвольте ему принять участие в выборе кровати, но если вы планируете перевести его в кровать, которая уже есть, дайте ему выбрать постельное белье и одеяло. Превратите в праздничное событие переселение в новую кровать, положив туда новую игрушку или куклу, и внесите несколько "взрослых" штрихов в украшение его комнаты. Затем уберите детскую кроватку на несколько месяцев и не устанавливайте ее снова до того момента, когда до появления новорожденного останется не более двух недель. Тогда старший ребенок не будет чувствовать так остро, что его место занято. Новорожденный может несколько недель спать в колыбели или коляске, предоставив старшему ребенку больше времени, для того чтобы привыкнуть к перемене. Когда наступит момент переложить новорожденного в кроватку, объясните старшему ребенку, что теперь в ней будет спать его братик или сестричка ("Помнишь, как ты был совсем маленьким и тоже спал в этой кроватке?"). Не спрашивайте у него разрешения, поскольку, если он ответит "нет", вы окажетесь в трудной ситуации. Попросите его помочь вам прикрепить игрушки к кроватке для новорожденного и выбрать несколько картинок или других украшений для комнаты или угла младшего ребенка.

Привязанность к телевизору

Я чувствую себя очень виноватой, когда включаю для моей малышки "Улицу Сезам", чтобы самой иметь возможность приготовить ужин. Ей нравится эта передача, но я начинаю беспокоиться из-за того, что у нее выработается привычка смотреть телевизор.

Ваши опасения небеспочвенны. Согласно исследованиям, дети в возрасте от 2 до 12 лет в среднем проводят у телевизора 25 часов в неделю. Если ваша дочь станет одним из них, то к тому моменту, когда она пойдет в школу, общее время, проведенное у экрана, достигнет 15 тысяч часов - почти на 4 тысячи часов больше, чем она проведет в школе. И если не будет проводиться строгий отбор программ, которые смотрит ребенок, то, по данным исследований, она станет свидетельницей 18 тысяч убийств, бесчисленного числа других преступлений, от ограблений и изнасилований до драк и взрывов и большого количества эротических сцен. Она также станет невинной жертвой коммерческих реклам, пытающихся ей навязать (а через нее и вам) продукты сомнительной ценности.

Чрезмерная увлеченность телевизором у детей имеет и другие недостатки. Она приводит к обездвиженности и плохой успеваемости в школе. И поскольку телевизор может отрицательно повлиять на общение среди членов семьи, он также мешает семейной жизни. Возможно, хуже всего то, что он передает искаженную и неточную картину мира и мешает ребенку выработать собственную систему ценностей, прививая ему нормы поведения и взгляды, которые неприемлемы в реальном мире.

Проблема с телевизором усугубляется для родителей еще и тем обстоятельством, что на американском телевидении почти полностью отсутствуют хорошие программы для детей (мультфильмы, обычно наполненные насилием, и набившие оскомину комедии являются стандартом на всех каналах). Программы общественного телевидения часто бывают приятным исключением, поскольку ставят цель научить ребенка быть добрым, понимать и любить других людей, расовой терпимости. Но даже такие программы обычно не рекомендуют смотреть детям младше 10 месяцев, поскольку для них телевизионный экран - это всего лишь гипнотический калейдоскоп из цвета и красок, и ребенок не способен понять, что там происходит.

Когда ваш ребенок будет готов к тому, чтобы начать смотреть телевизор (например, начнет подпрыгивать, когда на телевизионной заставке появится музыкальная тема "Улицы Сезам"), ограничьте просмотр одной передачей, имеющей воспитательную ценность. Даже когда он станет старше, си-. дение у телевизора следует ограничивать. Однако такие ограничения порой бывает трудно поддерживать, если кто-то из членов семьи смотрит телевизор весь день напролет. Отрезок времени, на протяжении которого ребенок способен сохранять внимание, весьма непродолжителен, так что он может посмотреть лишь короткий фрагмент передачи, после чего потеряет интерес к ней или будет смотреть ее урывками. Но если телевизор включен все время, ребенок может подумать, что так и должно быть, и будет чувствовать, что ему чего-то не хватает, если экран телевизора черный. Постарайтесь не включать телевизор во время еды, особенно когда ужинаете за общим столом, иначе вместо семейного общения большая часть времени будет потрачена на монотонный гипнотический эффект электронной трубки.

Не стремитесь использовать телевизор как удобную детскую сиделку. Вместо этого смотрите телевизор вместе с ребенком, показывая на знакомые ему предметы, животных, людей и объясняя, что происходит на экране. Когда ваш ребенок станет старше, увеличьте время, отведенное на обсуждение-объяснение. Если ребенок сел смотреть телевизор, а вам нужно заниматься чем-то другим, попробуйте делать свои дела где-нибудь поблизости, чтобы время от времени вставлять комментарии.

Вместо того чтобы полагаться на телевизор как на единственное средство аудиовизуального развлечения ребенка, включайте магнитофонные записи для развития его воображения и обеспечения возможности занятий каким-то делом в музыкальном сопровождении. И запаситесь качественными записями на видеокассетах (диснеевская классика весьма популярна у малышей на втором году жизни и позднее), которые предоставят вам больше возможностей контролировать вкусы ребенка, и в отличие от телепрограмм не загружены рекламой.

Повышенная активность

Моя дочь проводит на ногах целый день - ползает, ходит, лазает и т.д. Я боюсь, что это гиперактивность.

Наблюдая за тем, с какой активностью двигается малыш, недавно начавший ходить, легко понять, почему матери так обеспокоены из-за того, что у их годовалых детей может быть гиперактивность. И все же у подавляющего большинства родителей нет никаких причин для беспокойства. То, что человеку, не имеющему опыта общения с годовалыми малышами, может показаться ненормально высоким уровнем активности, обычно является нормой. Нет ничего удивительного в том, что ребенок использует каждый шанс, чтобы бегать, ходить, лазать или ползать.

Гиперактивность, которая официально называется "дефицит внимания с повышенной активностью (АDD)" и в 10 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, характеризуется избыточной, неуместной и непродуктивной активностью с очень короткими отрезками концентрации внимания и импульсивностью. Как известно многим родителям, эти качества встречаются почти у всех маленьких детей, но проблема возникает только в том случае, если они доходят до такой точки, что начинают мешать нормальному функционированию.

Если ваш ребенок продолжит демонстрировать повышенную активность и периоды концентрации внимания не станут более продолжительными, поговорите с доктором; существует несколько способов контролировать гиперактивность, которые могут помочь. Поскольку АDD иногда связана с олигофрени-ей, повреждениями мозга, потерей слуха или психическими отклонениями, необходимо поставить точный диагноз, прежде чем переходить к лечению.

Тем временем убедитесь в том, что ваш ребенок достаточно отдыхает - переутомленный ребенок склонен к тому, чтобы еще больше наращивать скорость. Вовлекайте его в тихие занятия (такие, как чтение книг, складывание мозаики и сортировка фигур), но помните о том, что в таком возрасте ребенок способен концентрировать внимание лишь на короткое время, поэтому такие игры требуют участия взрослого. Если ребенок начинает выходить из-под контроля, попробуйте использовать теплую ванну, чтобы его успокоить. Также убедитесь в том, что он нормально питается и не ест много сахара, - точных доказательств нет, но не исключено, что некоторые дети могут реагировать на сахар и, возможно, другие продукты, пищевые красители и добавки повышенной активностью.

Негативизм

С тех пор, как мой ребенок научился качать головой и говорить "нет", он отвечает отрицательно на все предложения, даже когда ему предлагают то, что он хочет.

Поздравляем - ваш младенец становится маленьким ребенком. И вместе с этим переходом появляется манера поведения, с которой в последующие несколько лет вы столкнетесь не раз и даже в более интенсивной форме: негативизм.

Как бы ни переживали родители, негативизм является нормальной и здоровой частью развития маленького ребенка. В первый раз он способен быть самостоятельной личностью, проявить некоторую силу, проверить ее границы и сделать вызов родительскому авторитету, и, что наиболее важно, он способен выражать свое мнение ясно и отчетливо. Этим мнением, оказывающим наибольшее воздействие на окружающих, является слово "нет".

К счастью, на данной стадии негативизма "нет" вашего ребенка на самом деле не такое твердое, как это кажется, и он часто даже не имеет в виду то, что за ним стоит, - когда он говорит "нет" банану, который только что просил, или отрицательно трясет головой, когда вы предлагаете ему покачаться на качелях, хотя явно он этого хочет. Так же, как и подтягивание в стоячее положение или первые шаги, умение говорить "нет" и качать головой - это навыки, и ему нужно их практиковать, даже если такое поведение неуместно.

Проявлений негативизма порой можно избежать при помощи хитрых манипуляций с вашей стороны: если вы не хотите услышать "нет", не задавайте вопрос, на который можно получить такой ответ. Вместо того чтобы спросить напрямую: "Ты хочешь яблоко?" попробуйте: "Ты хочешь яблоко или банан?", вместо: "Ты хочешь прокатиться с горки?" спросите: "Ты хочешь прокатиться с горки или покачаться на качелях?" Однако имейте в виду, что некоторые дети даже на вопрос, содержащий выбор, отвечают "нет".

Порою годовалый малыш ведет себя как упрощенная версия "ужасного" двухлетнего ребенка. Такое поведение вызывает смех, но если над ним смеяться (над энергичными "нет" и покачиваниями головой), то это только продлит капризный тон и поощрит его частое повторение. Лучше не заметить тирады годовалого малыша, тогда он прекращает борьбу и начинает спокойно заниматься с какой-нибудь игрушкой.

Слово "нет", вероятно, еще часто будет звучать в вашем доме на протяжении следующего года, и его интенсивность сначала даже усилится, а потом пойдет на убыль. Лучший способ пережить этот период - поменьше обращать внимание на негативную реакцию ребенка; чем больше шума вы поднимаете вокруг "нет" своего ребенка, тем чаще вы будете его слышать. Не сердитесь, сохраняйте чувство юмора, и это поможет вам спокойно пережить период негативизма.

наверх
наверх

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Арлин Эйзенберг Хейди Э.Муркофф Санди Э.Хатауэй
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/