Rambler's Top100 Прощай, младенчество, нам год! : Назад  

Ребенку исполнилось год. Поздравляем вас, мамы и папы, бабушки и дедушки! За 365 дней ваш малыш прошел огромный путь от первого вдоха и крика до первого шага и слова. Если теперь он весит в три раза больше, чем при рождении, и вырос примерно на 25 см, можете быть довольны: эти показатели физического развития говорят о многом. Но не обо всем. Педиатры считают, что в возрасте года необходим 'генеральный осмотр' здоровья ребенка - диспансеризация. Ею и займемся.

Зачем нужна диспансеризация?

Программа обследования начинается с анализов крови, мочи и проведения пробы Манту. У мамы, конечно, защемит сердце, когда она подставит нежнейший пальчик малыша под иглу лаборанта, но если вы не покажете волнения, то и ребенок без лишних слез перенесет эту процедуру.

Нередко у годовалого находят низкий уровень гемоглобина, то есть анемию. Ее типичных признаков - бледности, вялости, снижения аппетита может пока не быть, но анализ крови сигнализирует: если не принять мер, они разовьются.

Гемоглобин, содержащийся в эритроцитах, - вещество значимое, с током крови он разносит и доставляет каждой клетке кислород, поэтому, когда его становится мало, страдает весь организм. А уменьшается количество гемоглобина, когда не хватает железа. Развивающаяся в такой ситуации анемия так и называется - железодефицитная.

Ребенок появляется на свет с некоторым запасом этого химического элемента, но он быстро иссякает, а молочная диета грудничка содержит мало железа: ведь главный его поставщик - мясо. Поэтому нельзя запаздывать с введением мясного пюре. Важно также вовремя давать младенцу овощи и фрукты: содержащийся в них витамин С способствует лучшему всасыванию железа.

Уровень гемоглобина может снижаться и при нормальном питании, если ребенок часто болеет - во время болезни железо расходуется на борьбу с инфекцией. Создается замкнутый круг: анемия, снижает защитные силы, а заболевания усиливают анемию. Поэтому надо периодически проверять уровень гемоглобина. Если он оказался пониженным, врач поможет выстроить диету и назначит курс препаратов железа, с их помощью вы быстро приведете гемоглобин в норму.

Возможны и другие причины анемии, они требуют другого лечения, но поиск всегда начинается с анализа крови.

Анализ мочи - не пустая формальность: нужно проверить, нет ли скрытого неблагополучия в мочевыводящей системе. Почки маленького ребенка - весьма чувствительный орган, они откликаются на любое общее заболевание. Инфекция способна проникать в мочевыводящие пути, например, при ОРВИ, причем происходит это незаметно. Анализ предупреждает не только о присутствии инфекции, но и о начальных нарушениях обмена веществ, требующих диеты; иногда с такого анализа начинается профилактика образования камней в почках.

А еще малышу сделают пробу Манту. Она дает представление о том, защищен ли он от туберкулеза, - сейчас, когда заболевание вновь становится распространенным, такая защита очень нужна. Некоторые мамы пугаются, услышав, что проба Манту у ребенка положительная. Не волнуйтесь, так и должно быть! Еще в роддоме ему сделали профилактическую противотуберкулезную прививку БЦЖ, и появление папулы - вздувшегося красного пятнышка - показывает, что иммунитет выработался. Оценить результат пробы вы сами не сможете, так что на третий день надо показать ребенка врачу. А до этого не купайте малыша, не мочите ему ручку.

ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ

ЛУЧШАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА для ребенка - утепленный комбинезон: он не продувается, не стесняет движений. Если же хотите купить шубу, старайтесь, чтобы она не была слишком длинной и тяжелой. И лучше выбрать не валенки - они не гнутся, без галош промокают, а с галошами тяжелые, - а сапожки на меху и с каблучком.

В ХОЛОДНЫЕ ДНИ прогулки могут быть короче, но чаще, например, вместо одной двухчасовой - две по часу. Проверить, не замерз ли ребенок, просто: потрогайте носик, если он теплый, значит, все в порядке.

ИГРУШКИ надо время от времени осматривать - не отваливается ли какое-нибудь колесико или другая мелкая деталь, которую малыш может взять в рот. Мягким игрушкам раз в 2-3 недели устраивайте 'санобработку': протирайте их влажной губкой и просушивайте.

Если в 10-11 месяцев вы не показали младенца ортопеду и неврологу, то сейчас их консультации (особенно невролога) необходимы. Посетите также окулиста: он проверит зрение ребенка, посмотрит глазное дно, это дает представление о состоянии центральной нервной системы. Далеко не лишними будут советы отоларинголога, особенно если малыш склонен к насморкам или у него уже был отит. Хорошие зрение и слух -гарантия будущих успехов ребенка в учении.

В ходе диспансеризации будут, конечно, оцениваться психическое и эмоциональное развитие ребенка, его интеллект, навыки, соответствие возрастным нормам. Но эти достижения малыша, его 'эрудицию' вы можете проверить и сами.

Экзамен и для мамы тоже

Проводите его в форме игры, спокойно, весело. Не требуйте от малыша того, чего вы с ним еще 'не проходили', не торопите его. Если он выполняет ваши просьбы не всегда точно, но охотно, с готовностью - это уже отличный результат.

Для начала проверим, как обстоят дела с мелкими движениями кисти - они особо важны, потому что стимулируют речевые зоны мозга, готовят руку к письму, рисованию, владению различными инструментами. Разложите на полу или на низком столике знакомые ребенку игрушки: пирамидку с кольцами, кубики, коробку с крышкой. Попросите его снять со стержня кольца пирамидки и снова надеть, поставить кубик на кубик, открыть коробку, положить в нее что-нибудь, потом закрыть. Возможно, у него уже есть книжка с картинками - умеет ли он перелистывать странички? Если пальчики еще неловки, надо такими играми заниматься больше.

Словарный запас малыша - слов 10-12 - вам, конечно, известен. И все-таки интересно, как он им пользуется, готов ли к расширению словаря? Покажите ему 3-4 знакомые картинки, спросите: 'Кто это?', 'Что это?'. Неважно, если он ответит своими укороченными словами, но сможет ли он вслед за мамой повторить новое короткое слово или даже просто сочетание слогов?

К году малыш уже способен к некоторым обобщениям. Показали, например, ему мишку на картинке, теперь спросите: 'А где у нас еще мишка?' Очень хорошо, если ребенок покажет его и на других разложенных рядом картинках, найдет среди своих игрушек.


Проверьте, умеет ли он расширять диапазон уже разученных действий? Вы занимались с ним подобием сюжетной игры: 'Покорми лялю, покачай ее, умой'. Теперь предложите проделать то же самое с мишкой, зайчиком, другой куклой.

Если вы уже давали ребенку задания типа 'принеси', 'положи', 'отдай' - а на двенадцатом месяце он должен это уметь - попросите его принести и дать вам игрушку, платок, книгу.

В заключении можно показать фотографию кого-то из членов семьи. Реакцией должно быть узнавание, удивление, радость: ребенок смотрит то на фотографию, то на оригинал, смеется, объявляет: 'Мама!', 'Папа!', 'Баба!'.

Экзаменуя ребенка, вы, в сущности, проверяли себя: все ли вы сделали для его правильного развития, всему ли, что положено, научили? Существует термин 'отставание психического развития'. Действительно, не все дети развиваются в одинаковом темпе, одни укладываются в средние нормы, другие их опережают, третьи - запаздывают. Но если установлено отставание, надо задать себе вопрос: почему? И постараться найти и устранить причину.

Уже большой, еще маленький:

В год кончается младенчество и начинается новый период жизни - раннее детство. Но этот рубеж ребенок переступает, конечно, не на следующий день после своего первого дня рождения. Он точно такой же, каким был вчера, и таковым будет оставаться довольно долго. Так что не спешите менять его распорядок дня, привычки, рацион. За общий стол его сажать пока рано, но на обед уже можно давать 1-2 ложки салата из свежих овощей (конечно, без майонеза) или тертые морковь, вареную свеклу; на завтрак, если нет аллергии, дайте целое яйцо в виде омлета, из творога сделайте ленивые вареники, запеканку. Пробуйте приучать малыша и к новым вкусовым ощущениям: предложите, например, маленькие бутербродики с тертым сыром, домашним селедочным паштетом. Но ни колбасы, ни сосисок, ни пирожных пока нельзя!

Пора отказаться от бутылочки: пить ребенок должен из чашки, есть ложкой. Не забывайте о ритуале - перед едой отвести в ванную, вымыть ручки. Начинайте внушать и азы этикета: после еды сказать или обозначить кивком головы 'спасибо'.

Еще один шаг от младенчества к детству - умение проситься на горшок. Приучение проходит легче, если проводить эту процедуру в одно и то же время - перед сном и после сна, перед или после еды, перед прогулкой. За успех надо похвалить, за безуспешность - не ругать. Психологи считают, что слишком настойчивое, строгое приучение к горшку способствует развитию упрямства. Так что не сердитесь на ребенка, если он, безрезультатно посидев на своей 'ночной вазе', через пять минут окажется в мокрых штанах.

Годовалому малышу еще нужны два дневных сна, но оба они, особенно первый, становятся все короче - поспал час, а то и минут сорок, - и готов идти гулять!

Когда прогулка представляла собой сон на свежем воздухе, маме оставалось только стоять рядом с коляской. Теперь ее задача усложнилась - надо ребенка развлечь, заставить двигаться. Можно немного покатать его на саночках, а потом показать, как самому толкать санки вперед, держась за их спинку. Надоест - поводите его за ручку, помогите взобраться на маленькую горку и сойти с нее, покажите, как можно потопать по снегу, похлопать руками по бокам. Копать снег лопаткой он еще не умеет, но с интересом посмотрит, как это делает мама.

Не только на прогулке, но и дома теперь придется больше заниматься с ребенком. Он становится все активнее, требовательнее, в его лексиконе все чаще звучит настойчивое 'Дай!' - а давать ему можно далеко не все. Приходится прибегать к порицаниям и запретам. Чтобы малыш воспринимал слово 'нельзя', этих 'нельзя' должно быть поменьше, и вслед за каждым должно звучать 'можно': нельзя, скажем, лезть на журнальный столик, но можно лазить по дивану. Внушайте ему еще два очень важных понятия: 'надо' и 'подожди'.

Не обещаем, что после года растить ребенка вам станет проще. Но, ведь минувший год был годом роста не только для вашего малыша, но и для вас. Вы уже не те растерянные, трепещущие родители, какими вы были в первые дни. У вас уже есть опыт, интуиция, да и некоторые знания. Так что страхов и сомнений будет меньше, радостей - больше!

наверх
наверх

Елена БАЙБАРИНА, доктор медицинских наук
Журнал Здоровье, 12 (561) 2001
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/