В свою очередь период новорожденности некоторыми авторами
подразделяется на три подпериода - от рождения до 10 дня жизни,
от 10 до 20 дня жизни, от 20 дня до 1 месяца жизни. Развитие
ребенка подразделяется до года по месяцам, до двух лет по
триместрам и до трех лет по полугодиям.
От рождения до 10 дня жизни ребенка.
- Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое
слежение) - из положения лежа на спине фиксирует взглядом
на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле
зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные,
иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения
заторможены.
- Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная
реакция) - производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка,
вне его поля зрения.
От 10 до 20 дня жизни ребенка.
- Удерживает в поле зрения неподвижный предмет - фиксирует
взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся
в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие
движения заторможены.
- Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения)
на 10-15 секунд.
1 месяц жизни ребенка.
- Следит - плавно прослеживает яркий предмет, находящийся
в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
- Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное
слуховое сосредоточение)
- Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
- В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову
в течение 5-20 секунд.
- Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция
отсрочена на несколько секунд.
2 месяца жизни ребенка.
- Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет
и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное
сосредоточение).
- Поворот головы в сторону звукового раздражителя, "поисковые"
движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
- Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом
ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение
на другом ребенке).
- Спонтанно произносит отдельные звуки.
3 месяца жизни ребенка.
- Зрительное сосредоточение в вертикальном положении - ребенок
из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40
секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом
разговаривающего с ним взрослого.
- Появляется комплекс "оживления" в ответ на обращенную
к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого
ребенка, издающего звуки)
- Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии
10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается
повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами
движения руки.
- Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову
до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о
твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах,
опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову
в вертикальном положении до 1-1,5 минут.
4 месяца жизни ребенка.
- Узнает мать, радуется - смотрит на мать выжидающе, как
только она заговорила - радостно улыбается, гулит, тянется
к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
- Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука,
находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
- Во время бодрствования часто и легко возникает "комплекс
оживления", громко смеется в ответ на речевое обращение,
тянется к другому ребенку.
- Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие
внимание.
- Гулит.
- Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери
или бутылочку руками.
5 месяцев жизни ребенка.
- Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует
на лица) - при виде лица близкого человека возникает "комплекс
оживления", при виде незнакомого человека движения затормаживаются,
появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
- Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую
и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на
нее.
- Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку,
гулит.
- Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки
одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
- Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони
выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно
и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
- Подолгу певуче гулит
- Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу
губами, ест медленно.
6 месяцев жизни ребенка.
- Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого),
различает свое и чужое имя.
- Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает
игрушки из руки в руку.
- Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается,
переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать
игрушку.
- Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно),
прислушивается к взрослому и старается повторно произнести
слоги.
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.
7 месяцев жизни ребенка.
- Активно манипулирует игрушками.
- Хорошо и много ползает в различных направлениях
- На вопрос "Где?" находит взглядом знакомый предмет (неоднократно
называемый и находящийся постоянно в одном месте)
- Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
8 месяцев жизни ребенка.
- Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
- Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку
и пр.)
- Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками
за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
- Выполняет изученные ранее действия - без показа выполняет
"ладушки", "дай ручку".
- Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
- Держит в руке и ест хлеб.
9 месяцев жизни ребенка.
- Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
- Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них
руками ( предметы должны находиться на расстоянии около
35 сантиметров друг от друга).
- Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос "Где?"
находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо
от их постоянного месторасположения.
- Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
- Пьет из чашки, придерживая ее руками.
- Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу
высаживания).
10 месяцев жизни ребенка.
- Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные
действия.
- При помощи взрослого или держась за перила боком входит
на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
- По команде "дай" находит и дает знакомые предметы.
- Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее
слоги.
11 месяцев жизни ребенка.
- Радуется появлению других детей, избирательно реагирует
на них.
- Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу
и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает
кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее
изученные действия по словесной инструкции (без показа).
- Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
- Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит
2-3 игрушки одного названия - мяч, машина, кукла)
- Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)-
"кис-кис", "ав-ав", "дай".
12 месяцев жизни ребенка
- Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.),
узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
- Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
- Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
- Понимает слово "нельзя", прекращает запрещаемое действие.
- Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных
слов.
- Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.
1 год 3 месяца жизни ребенка.
- Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее
3 поручений взрослого.
- Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
- Ориентируется в величине предметов (больше или меньше,
при разнице, превышающей 3 сантиметра).
- Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные
ранее действия.
- Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает,
наклоняется, поворачивается, пятится).
- Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
1 год 6 месяцев жизни ребенка.
- Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой
речи (находит однородные по признаку предметы)
- Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина
- вместо "би-би" и пр.).
- Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
- Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
- Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит
сверху в кулачке).
1 год 9 месяцев жизни ребенка.
- Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает
на вопросы.
- Пользуется словами и двухсловными предложениями.
- Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей
в 3 сантиметра.
- Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко
над полом без помощи взрослого.
- Частично раздевается при помощи взрослого.
- Воспроизводит несложные сюжетные постройки - "ворота",
"скамейка", "дом" из кирпичиков, кубиков.
2 года жизни ребенка.
- Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок
о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
- Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные
и местоимениея.
- Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся
шагом.
- Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
- Выполняет последовательно серию из нескольких действий,
используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
- Частично одевает одежду при помощи взрослого.
2 года 6 месяцев жизни ребенка.
- Применяет многословные предложения, содержащие больше
трех слов. Появляются вопросы "Где?" и "Куда?".
- Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик,
шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех
основных цветов.
- Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает
простые сюжетные постройки и называет их.
- Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать
шнурки.
- Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.
3 года жизни ребенка.
- Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Появляются вопросы ""Почему?", "Когда?", "Что?"
- Правильно употребляет различные формы предметов (складывает
мозаику).
- Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на
вопрос "Кто ты?". Появляются сложные сюжетные постройки,
включающие много элементов.
- Рисует, лепит простые предметы и называет их.
- Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать
шнурки с небольшой помощью взрослого.
- Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
- Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.
|