Малыша начинают приучать к гимнастическим упражнениям после
1,5 месяцев.
Наиболее подходящим моментом для гимнастики является период
до ванны. Проветрите комнату, температура воздуха должна быть
от 22 до 25°С.
Уложите ребенка на пеленальный столик, покрытый покрывалом.
Во время гимнастики хорошо разговаривать с ребенком или напевать
ему песенку для того, чтобы подчеркнуть ритм движения и увеличить
удовольствие ребенка во время этой процедуры.
Упражнения должны быть достаточно интенсивными, с большой
амплитудой выполнения, но без усилий и без попыток преодолеть
сопротивление ребенка. Они выполняются матерью, если ребенок
здоров.
Все мышечные группы должны подвергаться одинаковым нагрузкам.
Начинать надо с простых упражнений и при этом нужно разговаривать
с ребенком, подбадривая его, пока он не привыкнет.
Продолжительность занятий вначале около 5 минут, а затем
ее следует постепенно увеличить до 15 минут. Поскольку движения
доставляют ребенку удовольствие, он после нескольких тренировок
будет активно участвовать в гимнастике.
Какие упражнения мама может проводить?
- Вращательные движения стоп. Для этого обхватывают левой
рукой голень ребенка, а правой - стопу и легкими движениями
вращают в обоих направлениях, 8-10 раз.
- Начиная с 4 месяцев производят движения для обеих нижних
конечностей, вначале последовательно то левой, то правой
ножкой, а затем сразу двумя.
- Вращение кистей. Мама левой рукой обхватывает предплечье
ребенка, а правой захватывает кисть и производит движения
в обоих направлениях 8-10 раз для каждой кисти.
- Начиная с 4-го месяца делают движения для плеч.
- Для этого мама захватывает кисти рук ребенка, закладывая
в кисть большой палец, и разводит плечи в сторону параллельно
плоскости стола по направлению к голове, а затем приводит
их к лицу в вертикальном положении к плоскости стола и укладывает
их вдоль тела. И так 8-10 движений.
Второе упражнение для плеча: руки раздвигают в сторону на
уровне плеч, а затем приводят к лицу, перекрещивая на груди.
Эти упражнения укрепляют мышцы плеча и грудной клетки.
- Движение потягивания из лежачего положения в сидячее
начинают с 5-месячного возраста. Мама захватывает руки ребенка,
как в четвертом упражнении, поднимает туловище ребенка вверх
и доводит до сидячего положения, в котором он пребывает
1-2 секунды, и затем осторожно укладывает его в исходное
лежачее положение.
Это упражнение укрепляет брюшные мышцы и стимулирует ребенка
больше находиться в сидячем положении.
- Упражнения для мышц спины, когда ребенку исполнится 5
месяцев. Исходное положение - ребенка укладывают на живот,
лучше чтобы лицо при этом было обращено в сторону.
Мама закладывает большие пальцы в ручки ребенка, а остальными
пальцами охватывает суставы кисти и частично предплечья.
Затем ручки разводит в сторону, а туловище поднимает вверх
на 20 см от плоскости стола и возвращает малыша в исходное
положение. Это упражнение укрепляет мышцы спины, плеча и
живота.
- Для укрепления мышц спины рекомендуют поднимать нижние
конечности и таз вверх, в то время как грудь, плечи и головка
ребенка остаются на плоскости стола.
Мама захватывает голени ребенка таким образом, чтобы большие
пальцы находились на голенях, а остальные пальцы обхватывали
бы нижнюю поверхность бедра. Ребенок лежит при этом на животике,
лицо обращено в сторону, чтобы он мог свободно дышать.
- После 9-месячного возраста, когда ребенок может передвигаться
на четвереньках и уже лучше опирается на ручки, можно попытаться
сделать упражнение "тачка", когда ребенка поддерживают
за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с помощью
ручек.
Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы туловища
и верхних конечностей.
- В возрасте 6-7 месяцев можно попробовать выполнить упражнение
"мостик".
Ребенок лежит на спине, охватывая рукой обе лодыжки и прижимая
ступни к столу, другой рукой поднимают спинку над плоскостью
стола, а головка при этом опирается на стол.
- После 9-12 месяцев детям рекомендуют упражнение, стимулирующее
их подниматься на ноги.
Ребенок лежит на спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки
ребенка, сгибает его колени и приближает стопы ребенка к
ягодичной области. Правой рукой нужно захватить ручки и
поднимать ребенка в сидячее положение, а затем поднимать
вверх. Ребенок, рефлекторно опираясь на ступни, разгибает
туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает ребенка
и начинает упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.
- Ходьба на ножках с вытянутыми руками. Если ребенок научился
ходить, он может выполнять с мамой это упражнение для повышения
тонуса мышц голени и свода стопы.
Мама берет ребенка за обе ручки, поднимает плечи с предложением
для ребенка сделать несколько шагов на кончиках пальцев,
а затем несколько шагов всей ступней. Повторить упражнение
8-10 раз.
Заниматься гимнастикой нужно в комфортных условиях, в хорошем
настроении, чтобы ребенок получал удовольствие.
Каждый сеанс должен включать не больше 4-5 разных упражнений,
которые следует выбирать, сообразуясь с возрастом и силами
младенца. Действенность упражнений для ребенка состоит в регулярности
их проведения.
Массаж и упражнения подбираются в зависимости от состояния
здоровья и возраста ребенка.
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС - ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 МЕСЯЦЕВ
- Выкладывание на живот.
- Массаж спины (поглаживание)
- Массаж живота.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС - ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины (поглаживание и разминание).
- Положение пловца.
- Массаж живота.
- Поворот со спина на живот влево.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС - ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
- Сгибание и разгибание ног вместе.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
- "Парение" в положении на животе.
- Массаж живота.
- "Парение" в положении на спине.
- Поворот со спины на живот.
- Сгибание и разгибание ног попеременно.
- Ползание.
- "Бокс".
ЧЕТВЕРТНЫЙ КОМПЛЕКС - ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
- Скрещивание рук на груди.
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины
- Ползание.
- Массаж живота.
- Присаживание при поддержке за руки.
- "Бокс".
- Поворот со спина на живот влево.
- Поднятие выпрямленных ног.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину
плеч.
- "скользящие шаги".
ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС - ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ
- Круговые движения руками.
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке
ребенка за руки.
- Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен.
- Присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в
сторону, с фиксацией колен.
- "Бокс".
- Поднятие выпрямленных ног.
- Поворот со спины на живот влево.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину
плеч.
- "Скользящие шаги".
Ребенок быстро привыкает к проведению массажа, и, как правило,
это доставляет ему удовольствие, повышает его эмоциональный
тонус, улучшает настроение, но главное, посвятив ежедневно
8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную
активность ребенка, формируя правильную, красивую осанку.
Если комплекс гимнастических упражнений и массажа малышу
не делать или делать его не регулярно, то ребенок в период
бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет
сам направлять свою двигательную активность, и обычно его
стремление сводится к тому, чтобы быстрее сесть, но делать
это, как уже было сказано, нежелательно, ибо мышечная и костная
системы ребенка еще недостаточно развиты и сильны.
Большинство детей к 1 году самостоятельно овладевают ходьбой.
По мере дальнейшего развития и совершенствования центральной
нервной системы быстро возрастает и развитие двигательных
навыков.
В возрасте от 1 года до 3 лет дети овладевают основными движениями
(ходьба, лазание, бросание) и делают это с огромным удовольствием:
наконец-то можно и без помощи взрослого бегать, прыгать, "лазать
во все дырки" и познавать все новое, интересное, прекрасное.
Маленький ребенок много двигается, это естественно и необходимо
для его развития.
У малыша связь между становлением движений и нервной системой
особенно выражена. По уровню развития движений врач судит
о развитии головного мозга. Вот почему очень важно, чтобы
ребенок вовремя начал держать головку, переворачиваться со
спины на живота и обратно, ползать и так далее.
Правильное физическое воспитание, обеспечивая своевременное
развитие и высокое качество двигательных навыков ребенка,
является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят,
что гимнастика мышц - это прежде всего гимнастика ума и нервов.
Чем младше ребенок, тем более благоприятно воздействуют на
его нервную систему физические упражнения.
Исследования ученых показывают, что в основе образования
и закрепления навыков лежат определенные нервные процессы.
Под влиянием упражнений укрепляется нервная система, обеспечивается
высокая согласованность в деятельности мышц, сердца, легких
и других органов и тканей. Образуется сложная и очень подвижная
система управления движениями, позволяющая с наименьшей затратой
сил выполнять наибольший объем работы.
|