Мама
Надюши, милой кокетки трех лет от роду, рассказывает: "Моя
дочка совсем не умеет играть. Прямо не знаю, чего ей не хватает:
у нее достаточно игрушек, прекрасная детская комната. И на
улицу мы ходим со своим арсеналом... А она целыми днями бродит
за мной по дому, игрушками своими совершенно не занимается".
Психолог мягко интересуется у мамы: "А вы своей дочке
показывали, как надо играть?" Мама удивленно поднимает
брови: "А что, разве этому надо учить?"
Такие стремительные перемены
На первый взгляд это действительно кажется удивительным.
Но если вдуматься, в этом нет ничего странного. Последние
десятилетия сильно изменили жизнь семьи. Еще полвека назад
семья с одним ребенком была скорее редкостью, чем правилом.
Сейчас это обычное явление. Еще десять-пятнадцать лет назад
мамы отпускали даже четырехлетних малышей гулять во дворе
самостоятельно. Теперь на это не отважится ни один ответственный
родитель. В итоге то, чему ребенок учился в общении со сверстниками
и старшими детьми, теперь ему взять неоткуда. Добавьте сюда
раннюю интеллектуализацию плюс телевизор с компьютером, и
получится, что детям не у кого научиться играть, да и времени
на игру у них остается все меньше.
А разве это так серьезно? спросят наши читатели. Еще как!
Игра - одно из главных условий полноценного развития ребенка.
В игре ребенок познает мир и учится общаться с людьми. Если
малышу не удалось до школы наиграться всласть, ему будет трудно
приспособиться к школе. Раньше времени лишая своих малышей
радостей детства, прежде всего игры, мы лишаем их и желания
вырасти. Чем решительнее и раньше мы хотим сделать из наших
детей маленьких интеллектуалов и мудрецов, тем больше вероятность,
что им так и не удастся стать по-настоящему взрослыми и ответственными,
когда для этого настанет срок.
Научим малышей играть
По данным психологов и социологов, в нашей стране выросло
уже третье поколение недоигравших детей. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что мамам трудно играть со своими малышами:
они и сами-то не очень хорошо умеют это делать. Но, как и
многому другому, игре можно научиться. На базе психологического
факультета РГГУ работают тренинговые группы для родителей
и детей (тел.:(095)250-61-47), где психологи и педагоги помогают
мамам и папам овладеть тонкими секретами игры. Елена Евгеньевна
Кравцова, кандидат психологических наук, вдохновитель и организатор
этих необычных тренингов, делится с нашими читателями, как
научиться играть с собственным ребенком.
Мамы двух-трехлетних малышей очень часто сетуют на то, что
их дети совершенно не играют со сверстниками. Но это вполне
объяснимо: до трех лет ребенок совершенно не испытывает потребности
в сверстнике-партнере. В этот период именно мама (папа, бабушка)
важна в ребячьих играх.
Может быть, вы думаете, что играть с малышом - это значит
предложить ему большой выбор всевозможных занятий и игрушек,
а самой-просто побыть рядом? Нет, маленькому ребенку этого
недостаточно. Ему нужно, чтобы мама не только подавала идеи
или наблюдала: ему хочется, чтобы она играла сама. И если
малыш преследует кого-то воображаемого, вам придется делать
это вместе с ним. Если он сражается с каким-нибудь сказочным
злодеем, вы тоже можете сражаться, иногда буквально беря его
крошечные ручки в свои.
Примерно до трех лет не стоит ждать от ребенка самостоятельных
долгих игровых действий. Но если вы будете много играть вместе
с малышом, к четырем-пяти годам он вполне научится играть
и самостоятельно.
В игре с ребенком постарше (лет с трех-четырех) вы уже не
только партнер, который действует, как отражение в зеркале.
Станьте организатором сюжетно-ролевой игры: "Давай, у
нас здесь будет кондитерский магазин, ты будешь продавец,
а я - покупатель..." или: "Давай, ты будешь капитан
корабля, а я - пират. И вот я нападаю на твой корабль".
А дальше инициатива переходит от мамы к ребенку и обратно
столько раз, сколько захочется вам обоим.
Дети пяти-шести лет обычно уже сами выступают инициаторами
и придумщиками игровой ситуации. Если у ребенка есть детская
компания или он с увлечением играет самостоятельно, не стоит
давать ему указания, как нужно играть. И уж, тем более, постарайтесь
не прерывать игру без крайней необходимости: малыши болезненно
воспринимают такие неожиданные перемены. А вот если ребенок
просит вас подыграть ему, даже если вы очень устали, не поленитесь
сделать это. Замечено, что бабушки с гораздо большим удовольствием
пускаются в бесконечные космические путешествия и приключения
в джунглях, придуманные детьми. Но если бабушки под рукой
нет, то маме не стоит отмахиваться от предлагаемых ребенком
ролей. Тем более что их вполне можно совмещать и с ролью мамы,
готовящей обед, или даже с ролью деловой мамы, которая торопится
на работу.
А вместе бояться совсем не страшно
Совместные игры, где приходится сначала бояться вместе с
мамой или папой каких-нибудь чудовищ, а потом побеждать их,
тоже вместе со взрослыми, в честном бою, особенно полезны
детишкам, у которых есть различные страхи.
Если ваш ребенок боится темноты или каких-то несуществующих
чудовищ, поиграйте с ним, например, в такую игру: возьмите
его за ручку и предложите вместе сходить в темную комнату.
Не нужно говорить ребенку, что это совсем не страшно. Наоборот,
скажите преувеличенно испуганным голосом: "Ой, как мы
боимся, ой, как нам страшно... Но мы сейчас все равно туда
пойдем. И там, в комнате, вместе немножко побоимся".
Тихонько прокрадитесь в темную комнату и побойтесь там вдвоем
в свое удовольствие. Подождите, пока ваш малыш немного расслабится,
и отправляйтесь назад. Такое путешествие из света в тень и
обратно ребенку наверняка понравится. А там, глядишь, и страхов
станет меньше.
Вторая жизнь "Колобка"
Время идет быстро, и вот вашему ребенку уже исполнилось пять
или шесть лет. В этом возрасте полезно сочинять вместе с детьми
продолжение известных сказок. Например, придумайте вместе,
что случилось с колобком, когда он все-таки соскочил с кончика
лисьего носа. Займитесь совместным сюжетосложением. Вместе
сочиняйте истории про все подряд: про карандаши, воробьев,
про игрушки и кусочки сахара. Такие игры хороши не только
тем, что развивают фантазию. Это отличная подготовка к школе:
ведь там часто придется рассказывать про то, что видишь на
картинке, писать сочинения. Еще одна увлекательная форма игры
с дошкольниками совместное рисование. Предложите ребенку сочинить
и нарисовать вместе историю. Начните просто: "Жил-был
кружок с ножками, - говорите вы и рисуете своего героя. -
И вот однажды он..." Дальнейшее зависит лишь от вашей
фантазии. Будьте уверены, ребенок тут же придумает своего
рисованного героя, который начнет активно помогать или мешать
вашему. Кстати, такая игр способствует и развитию интеллекта:
ведь нарисовать картинку и одновременно рассказать соответствующую
историю - значит установить важные связи между зрительными
образами и течением мысли.
Игровое царство в детской
Не стоит думать, что малыi может играть где угодно и c чем
угодно. Мы привыкли тщательно выбирать детскую кроватку, но
не всегда всерьез относимся к месту для игр. По старайтесь
все-таки оборудо вать детскую (или хотя бы уголок в общей
комнате) так, что бы ребенок чувствовал себя там полновластным
хозяином. Учитывая, что многие ребячьи забавы связаны с беспорядком
лучше использовать мебель и игрушки, за которыми было бы просто
ухаживать (мыть, чистить и т.д.). И тогда игра ничем не будет
омрачена!
|