Rambler's Top100 Звенящее чудо : Назад  

Mама с четырехлетним сынишкой идут по улице и пытаются читать все вывески, которые попадаются на их пути.

- Мама, что здесь написано?
- Пожалуйста, читай.
- Слово какое-то длинное...
- А ты по складам попробуй.
- Ко-н-ди-те-р-с-ка-я. Такой вот диалог многодетной мамы с одним из детей. Однажды познакомившись с системой педагога Н. А. Зайцева, Марина до сих пор считает ее самой эффективной и увлекательной: "Я уже не умею учить детей читать по-другому. Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как интересно".

Склад вместо буквы

В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся чтонибудь вслух. "Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, это комбинации из пар "согласный-гласный",- поясняет Николай Александрович. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же осязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле, произнесите "о-азис". Вы почувствуете усилие связок и перед "о", и перед "а". Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как ребенок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы "м" и "а", он говорит "ма". Так и на кубиках - понятно и естественно.

Хочу все - и сразу!

По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и настенных таблицах. Все - и сразу. Раз и навсегда. Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики это русский язык, в который можно поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, "железные" и "деревянные" и два "золотых" кубика с гласными. Большие это те, что в официальном русском языке носят название "твердые". Маленькие - это склады "мягкие". Николай Александрович с этой терминологией решительно не согласен. "Ну что здесь твердого и мягкого? - сердится он. - А вот большое и маленькое есть!" Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ", "У" и "Ю", "О" и "Ё". На звонком большом "золотом" кубике с гласными, который заполняется монетками, маленькими наперстками или колокольчиками, для наглядности нарисована клубника. Так, "с клубникой во рту", и произнесем: "А-0-У-Ы-Э". Другие большие кубики: ББА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВАВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. У маленького золотого кубика своя песня, "с земляникой во рту": "Я-Ё-Ю-И-Е". Другие маленькие кубики: БЬ-БЯ-БЁ-БЮБИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Отдельно стоят пять двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными "дружат". "Железные" и "деревянные" это (на привычной терминологии. которую мы еще в школе проходили) звонкие и глухие склады. Начинка "железных" кубиков - крышечки-пробки от кока-колы или пива. В маленьких железных - по четыре крышечки, в больших - по шесть, и один тяжелый, "весь железный" кубик со складом "Н" - в нем восемь крышечек. Начинка деревянных кубиков - кусочки дерева или фасоль. Теперь все в порядке: "золотые" кубики звенят, "железные" гремят, а "деревянные" глухо постукивают.

Сначала... пишем

Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект "Кубиков Зайцева". Что со всем этим делать?

Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку дороже всего - его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.

Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА ОЛЯ, а у окна ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: "А теперь беги к БАБУШКЕ Смотри, кто приехал, ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!" Так перед вами раскроются возможности кубиков обучать ребенка в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.

Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо познакомиться с ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать кашу), попросите: "Принеси, пожалуйста, из комнаты любой кубик, какой тебе нравится!" И, поворачивая кубик к ребенку той гранью, которую вы называете, пропойте все склады: "А-О-УЫ-Э!" "Теперь найди еще большой кубик! Еще деревянный! Теперь маленький!"

Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку найти такой же кубик. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.  Но почему "пропойте", а не "прочитайте"? Композитор Георгий Струве, руководитель хора "Пионерия" в г. Железнодорожный, и его жена Любовь, работающие с дошколятами, давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.


Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут 15, а потом целый час катали машинки: они свое уже взяли. Десяти таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать.

Не только кубики

Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет". "У кого дежурный детектив на ночь, а я перед сном этой книгой зачитывалась. Открывала с любого места и каждый раз находила чтото новое", - это откровение одной из последовательниц системы Зайцева. Но тем не менее вы скоро обнаружите, что "готовенького" мало и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию и подсказывает вам новые идеи. Вообще система Зайцева - это не только кубики. Попробуйте занять одну из стен квартиры под таблицы "Стосчет", и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В "Стосчете" каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 98, значит, рядом ребенок увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что им в сотне уже тесно. Все методики Зайцева, выстроенные по принципу "от наглядно-образного через конкретнодейственное к абстрактно-логическому", развивают не только детей. Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют здоровую "вредность" и критичность. Имея четкие критерии, они всегда могут выбрать для своего ребенка хорошую школу и педагога. Есть один простой тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему ребенку должно быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать частью вашей жизни, а сами занятия быть почти незаметными, минутными. И не забывайте одну простую истину: это методика Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так, как нравится вам, и польза обязательно будет!

Методика удивления

Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают. Идею обучения "по Зайцеву" и подхватывают именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей, по чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева - для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.

Подробнее узнать о методике можно на "Встречах с Леной Даниловой", тел.: 215-30-06.

На интернет-сайте http://dng.newmail.ru/cube вы найдете методические пособия и рисунки кубиков для самостоятельного изготовления.

Обучение и продажа пособий, тел.: 352-87-23.

наверх
наверх

Статья из журнала "Лиза. Мой ребенок"
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/