Mама
с четырехлетним сынишкой идут по улице и пытаются читать все
вывески, которые попадаются на их пути.
- Мама, что здесь написано?
- Пожалуйста, читай.
- Слово какое-то длинное...
- А ты по складам попробуй.
- Ко-н-ди-те-р-с-ка-я. Такой вот диалог многодетной мамы с
одним из детей. Однажды познакомившись с системой педагога
Н. А. Зайцева, Марина до сих пор считает ее самой эффективной
и увлекательной: "Я уже не умею учить детей читать по-другому.
Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме
как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как
интересно".
Склад вместо буквы
В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной
частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное
мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно
ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием
челюсти и произнеся чтонибудь вслух. "Наш речевой аппарат
устроен так, что все, что бы мы ни произносили, это комбинации
из пар "согласный-гласный",- поясняет Николай Александрович.
За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не
обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали
это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся
на согласный. Гласный же осязательно предваряется согласным.
Это не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле,
произнесите "о-азис". Вы почувствуете усилие связок
и перед "о", и перед "а". Складовой принцип
обучения имеет нечто общее с тем, как ребенок начинает говорить:
он ведь не произносит отдельные буквы "м" и "а",
он говорит "ма". Так и на кубиках - понятно и естественно.
Хочу все - и сразу!
По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку
на кубиках и настенных таблицах. Все - и сразу. Раз и навсегда.
Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется.
Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной
развлекаловки. Его кубики это русский язык, в который можно
поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти необычные
кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу.
Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, "железные"
и "деревянные" и два "золотых" кубика
с гласными. Большие это те, что в официальном русском языке
носят название "твердые". Маленькие - это склады
"мягкие". Николай Александрович с этой терминологией
решительно не согласен. "Ну что здесь твердого и мягкого?
- сердится он. - А вот большое и маленькое есть!" Сравните,
как раскрывается рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ",
"У" и "Ю", "О" и "Ё".
На звонком большом "золотом" кубике с гласными,
который заполняется монетками, маленькими наперстками или
колокольчиками, для наглядности нарисована клубника. Так,
"с клубникой во рту", и произнесем: "А-0-У-Ы-Э".
Другие большие кубики: ББА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВАВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и
т. д. У маленького золотого кубика своя песня, "с земляникой
во рту": "Я-Ё-Ю-И-Е". Другие маленькие кубики:
БЬ-БЯ-БЁ-БЮБИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д.
Отдельно стоят пять двойных кубиков: это склады с теми согласными,
которые не со всеми гласными "дружат". "Железные"
и "деревянные" это (на привычной терминологии. которую
мы еще в школе проходили) звонкие и глухие склады. Начинка
"железных" кубиков - крышечки-пробки от кока-колы
или пива. В маленьких железных - по четыре крышечки, в больших
- по шесть, и один тяжелый, "весь железный" кубик
со складом "Н" - в нем восемь крышечек. Начинка
деревянных кубиков - кусочки дерева или фасоль. Теперь все
в порядке: "золотые" кубики звенят, "железные"
гремят, а "деревянные" глухо постукивают.
Сначала... пишем
Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета
с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект
"Кубиков Зайцева". Что со всем этим делать?
Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая
под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ
в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению
через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать
на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку
дороже всего - его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать
себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.
Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА
ОЛЯ, а у окна ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: "А теперь беги к
БАБУШКЕ Смотри, кто приехал, ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь
МАМА зовет тебя с собой!" Так перед вами раскроются возможности
кубиков обучать ребенка в движении, не принося в жертву грамотности
зрение и осанку.
Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо
познакомиться с ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать
кашу), попросите: "Принеси, пожалуйста, из комнаты любой
кубик, какой тебе нравится!" И, поворачивая кубик к ребенку
той гранью, которую вы называете, пропойте все склады: "А-О-УЫ-Э!"
"Теперь найди еще большой кубик! Еще деревянный! Теперь
маленький!"
Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку
найти такой же кубик. Так он заодно освоит и склады, и их
классификацию. Но почему "пропойте", а не "прочитайте"?
Композитор Георгий Струве, руководитель хора "Пионерия"
в г. Железнодорожный, и его жена Любовь, работающие с дошколятами,
давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что обучение чтению
с пением идет веселее и продуктивнее.
Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут
15, а потом целый час катали машинки: они свое уже взяли.
Десяти таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал
читать.
Не только кубики
Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая
Зайцева "Письмо. Чтение. Счет". "У кого дежурный
детектив на ночь, а я перед сном этой книгой зачитывалась.
Открывала с любого места и каждый раз находила чтото новое",
- это откровение одной из последовательниц системы Зайцева.
Но тем не менее вы скоро обнаружите, что "готовенького"
мало и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию
и подсказывает вам новые идеи. Вообще система Зайцева - это
не только кубики. Попробуйте занять одну из стен квартиры
под таблицы "Стосчет", и призрак страшной математики
никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет
методом тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным,
зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о
количестве. В "Стосчете" каждое число дано в цифровом
и количественном выражении. Если это 98, значит, рядом ребенок
увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной
системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что
им в сотне уже тесно. Все методики Зайцева, выстроенные по
принципу "от наглядно-образного через конкретнодейственное
к абстрактно-логическому", развивают не только детей.
Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют здоровую "вредность"
и критичность. Имея четкие критерии, они всегда могут выбрать
для своего ребенка хорошую школу и педагога. Есть один простой
тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему
ребенку должно быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать
частью вашей жизни, а сами занятия быть почти незаметными,
минутными. И не забывайте одну простую истину: это методика
Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так,
как нравится вам, и польза обязательно будет!
Методика удивления
Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная
продуманная система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица
умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без
вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают.
Идею обучения "по Зайцеву" и подхватывают именно
те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям
детей, по чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками
совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева - для тех,
кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.
Подробнее узнать о методике можно на "Встречах с Леной
Даниловой", тел.: 215-30-06.
На интернет-сайте http://dng.newmail.ru/cube вы найдете методические
пособия и рисунки кубиков для самостоятельного изготовления.
Обучение и продажа пособий, тел.: 352-87-23.
|