Rambler's Top100 От чего умнеет младенец? : Назад  

Можно ли узнать на сколько смышленым и сообразительным вырастет малыш? Представьте себе, да. Присмотритесь к тому, как он развивается в грудничковом возрасте. Более того, постоянно занимаясь с крохой, вы сами можете совершенствовать его интеллектуальные способности.

ЧТО УМЕЮТ ЕГО РУЧКИ

Каждого из нас природа снабдила щедрым даром - набором врожденных безусловных рефлексов. Один из наиболее важных для маленького человека - хватательный. Благодаря ему грудничок буквально с первых минут жизни крепко удерживает в руке погремушку, цепко сжимает в кулачке прядь маминых волос, папин палец. И каждый раз, когда он это делает, в мозг поступают мощные положительные импульсы.

Малыш должен активно двигать ручками: кисть и пальцы топографически связаны с важными зонами мозга, каждое движение стимулирует развитие интеллекта и умственных способностей ребенка.

Если хватательный рефлекс ослаблен, его надо тренировать. Это просто: вложите свои большие пальцы в ручки малыа, подержите секунд 5, уберите, снова вложите. Повторите движения 7 - 8 раз в течение минуты, а всего за день проведите 10 подобных сеансов.

Занимайтесь так с ребенком, пока ему не исполнится 4 месяца: к этому времени на смену безусловному рефлексу должны прийти осмысленные действия. Чтобы маленький экзамен проел успешно, уже к 2 месяцам кисти рук малыша (при рождении крепко сжатые в кулачки) должны полностью расслабиться, раскрыться. Этого не случилось? Несколько раз в день осторожно выпрямляйте и отводите от ладошки большой пальчик, а все остальные поочередно разгибайте и слегка массируйте.

Раскрытая ладонь младенца - орган познания: теперь он может схватить висящую над кроваткой игрушку, взять ту, которую вы протягиваете, а из лежащих рядом выбрать самую интересную и заняться ею - ухватив обеими руками, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать 'на зуб '. Именно во время этих действий закладываются первые навыки внимания и сосредоточенности - залог будущих успехов в школе.

Малыша не интересуют игрушки? Это сигнал: надо помочь ему, иначе он может отставать в развитии от своих сверстников. Проводите с ребенком больше времени, даже если для этого потребуется отложить домашние дела. Вовлекайте его в игру, почаще разговаривайте, пойте песенки, читайте стихи. С 9 - 10 месяцев учите строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, открывать и закрывать коробку, кастрюльку, складывать в них мелкие предметы и доставать оттуда. Координация зрения и движения, необходимая для таких действий, дает мощный стимул развитию мозга.

Очень важны так называемые тонкие движения пальцев. Сначала ребенок будет брать игрушку всей кистью, потом пальчиками, но однажды - между 9-м и 10-м месяцем он должен взять предложенный ему сухарик двумя пальцами, больим и указательным. Это новый этап в развитии его интеллекта. Такое движение 'готовит 'к письму. Стимулируйте и помогайте его совершенствовать, несколько раз в день поднимая со стола вместе с малышом хлебные крошки, полоски разноцветной бумаги, линейку, расстеленную салфетку.

КАКОЙ У НЕГО ВЗГЛЯД

С первых дней младенцу очень полезно вглядываться в говорящего с ним взрослого, поэтому чаще берите его на руки лицом к себе. Как он смотрит на вас? Сосредоточенно, изучающе, с готовностью идет на контакт 'глаза в глаза '? Значит, все хорошо. У ребенка с неврологическими нарушениями зрительного контакта нет, взгляд безразличный, 'пустой ', и это сразу заметно. Расскажите о своих опасениях невропатологу.

Подрастая, на окружающий мир здоровый и 'неблагополучный 'младенец также будут смотреть по-разному. Лишенный интереса, безучастный взгляд в 5 -6 месяцев - повод для тревоги за психическое развитие ребенка. В норме полугодовалый малыш, сидя н руках, оглядывает все вокруг глазами, полными удивления и восторга. Когда он бодрствует, показывайте ему различные предметы, рассказывая об их предназначении. Дайте послуать часики, потрогать вещи с разной поверхностью - гладкой, ребристой, шершавой, пуистой.

КАК ОН РАДУЕТСЯ

Эмоциональное развитие грудничка тесно связано с умственным. Его эмоции -двигатель познавательной активности.

Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта блуждающая, безадресная, чаще всего появляется во сне, психологи называют ее 'физиологической '. Скоро на смену ей придет улыбка 'социальная '. В конце 1-го - начале 2-го месяца ребенок уже вполне осознанно дарит ее маме, когда та склоняется над кроваткой, ласково обращается к нему. Если такая улыбка 'узнавания 'запаздывает, старайтесь ее вызвать. Почаще улыбайтесь сами, разговаривая с малышом, приглашая его 'пообщаться '.

К 3-му месяцу ребенок демонстрирует радостные чувства всем своим поведением: оживляется, машет ручками и ножками. Обратите внимание, симметричны ли эти движения. Если одна ручка или ножка чуть-чуть скована, всегда подымается ниже другой, нужна консультация невропатолога.

В 4 месяца малыш уже громко смеется! Позднее расиряющаяся палитра эмоций обогатится выразительной мимикой - на его лице ясно читаются удовольствие, обида, удивление. 5-месячный ребенок пробует общаться с помощью безмолвного, но очень выразительного жеста. Подымает и протягивает вперед ручки - так он просит взять его из кроватки или манежа.

Здоровый малыш, если он сыт и выспался, пребывает в приподнятом настроении. У плаксивого, патичного хороее настроение придется буквально 'создавать '. Чаще берите ребенка на руки, ласково разговаривайте с ним, поглаживайте его. Залог успеха - ваши собственные положительные эмоции!

КАКОЙ ОН СОБЕСЕДНИК

Речь - наиболее выразительный показатель умственного развития.


Первый намек на слова должен появиться не позднее 1, 5 месяца. Это звук типа 'гкх ', 'кгх', слегка напоминающий голубиное воркование.

Наклонившись над кроваткой так, чтобы ребенок видел ваш рот, несколько раз повторяйте ему сначала такие же 'гкх ', потом и более сложные звуки ('ага, агу '). Ваша задача - побудить грудничка отвечать, подражая вам и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артикуляцию, но и приучает младенца слуать чужую речь, вслушиваться в нее -умение, которое так понадобится ему потом!

Вскоре ребенок начнет гулить. Продолжайте 'подражательные разговоры '. К 5 -6-му месяцу гуление перейдет в лепет - протяжные перепевы разных слогов. Теперь ваши беседы полезно сочетать с гимнастикой. Разводя ручки ребенка, произносите нараспев 'а-а ', 'ма-а ', поглаживая его - 'м-м ', 'о-о ', притягивая к себе за ручки, слегка приподымая, - 'у-у ', попеременно сгибая и разгибая ножки, - 'баба-ба ', 'па-па-па ', 'та-та-та ', поднимая и резко опуская обе ножки, - 'ба!', 'па!', 'та!'. Увидите, как это понравится крохе.

Эта 'речь 'не только отражает степень умственного развития ребенка, но и стимулирует формирование интеллекта. Не жалейте усилий!Если малыш оказался 'молчуном ', не отчаивайтесь, всячески старайтесь его разговорить. Например, подойдя к ребенку, скажите ему что-то очень ласковое, доброе, потом замолчите. Кроха станет смотреть на вас, как бы ожидая продолжения, и заявит об этом, используя свои речевые возможности. Тут самое время похвалить малыша, показать, что вы его поняли, в награду дать ему игрушку и закончить 'беседу 'в спокойном доброжелательном тоне.

С 6 месяцев добивайтесь, чтобы малыш понимал речь. Постоянно называйте ему окружающие предметы, имена домочадцев, его собственное имя, сопровождайте рассказом все ежедневные процедуры -кормление, купание, умывание, одевание. И почаще задавайте вопрос 'где? '. Это не только проверка понимания слова, но и, как говорят педиатры, стимуляция поисковой активности ребенка.

Полезны такие несложные упражнения. Пусть малыш следит глазами за вашим взглядом, направленным на какой-то предмет. Когда он в свою очередь остановит на нем свой взгляд, не мешкая назовите его. Так же приучайте 'следовать 'взглядом и находить предмет по указующему жесту взрослого.

Если в 9 - 10 месяцев ребенок выполняет просьбы 'дай ', 'возьми ', правильно реагирует н слова 'да ', 'нет ', 'можно ', 'нельзя ', 'горячо ', если в 10 - 12 месяцев легко подражает ваей интонации, повторяя слоги и короткие слова, умственное развитие идет нормально и затруднений с речью не будет.

Проверьте, правильно ли развивается ваш ребенок.

К 3 месяцам он должен уверенно держать голову, с 4-го до 6-го месяца научиться переворачиваться со спины на живот и обратно, с 6-7 - го до 9-10 - го месяца - садиться, вставать, ползать на четвереньках, вставать и ходить с чьей-то помощью, к 11-12-му месяцу - ходить самостоятельно.

наверх
наверх

А.В.ГОРЮНОВА,
Статья из журнала Здоровье за апрель 2000 г.
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/