Каждая семья после рождения ребенка желает, чтобы он рос
здоровым, и гармонично развивался. Конечно, мы не можем взять,
и запрограммировать абсолютно здоровое дитя. Однако постараться
сделать так, чтобы он развивался правильно в наших силах.
Нередко при осмотрах, педиатры обращают внимание родителей
на особенности их ребенка, при этом ставят диагнозы, используя
сложные медицинские термины, чем вызывают беспокойство родителей.
И тогда долгожданный ребенок становится предметом волнений.
В таком случае, следует обратиться к специалисту, который
сможет проанализировать, предсказать и по возможности предотвратить
серьезные заболевания вашего ребенка. Все начинается с периода
беременности и родов.
Различные факторы могут оказывать неблагоприятное воздействие
на ребенка внутриутробно или в процессе родов. Результатом
этого могут быть нарушения в развитии и функционировании одной
из центральных систем организма - нервной системы. Факторами
риска являются хронические заболевания у матери, токсикозы
беременности, инфекционные эпизоды (ОРЗ, грипп во время беременности),
приводящие к уменьшению поступления кислорода с кровью к тканям
развивающегося мозга. Другим важным этапом являются роды.
Неблагоприятное воздействие на нервную систему может оказать
акушерская патология (неправильное положение плода, затяжной
или стремительный характер родов и др.), особенности анатомического
строения таза матери. Наиболее неблагоприятным является обвитие
пуповины во время родов, приводящее к асфиксии, т.е. развитию
острой недостаточности поступления кислорода к мозгу. Так
как ткани головного мозга очень чувствительны к недостаточности
кислорода, вследствие всех выше перечисленных причин у новорожденного
ребенка может возникнуть, так называемое перинатальное поражение
нервной системы. Слова 'перинатальная патология' в переводе
с латинского, означают нарушения, возникшие вследствие неблагоприятно
протекавших беременности или родов. Неблагоприятные факторы
могут воздействовать на ребенка как по отдельности, так и
в различных комбинациях.
Данные патологические изменения являются главной причиной
нарушений развития двигательных и психо-речевых функций. В
большинстве случаев, возникающие отклонения носят негрубый
характер, и при правильном наблюдении хорошо поддаются лечению,
учитывая огромные компенсаторные возможности тканей головного
мозга. Тяжелые нарушения отмечаются у 3% новорожденных. В
этой связи, для исключения серьезной патологии нервной системы
на ранних этапах развития ребенка, новорожденный должен обязательно
быть осмотрен детским невропатологом.
У значительной части детей признаки перинатального поражения
нервной системы проявляются значительно позже, по мере развития
более сложных психических и речевых функций. Каждая функция,
в процессе формирования организма, имеет свой оптимальный
возрастной период. На представленной схеме результатов Денверского
скриниг-теста отмечены возрастные периоды формирования простых
и сложных двигательных навыков, психического и речевого развития.
Наряду с оптимальными сроками развития функций у ребенка,
существуют также определенные критические периоды. На этих
этапах происходит 'большой' шаг в его развитии, ребенок начинает
сидеть стоять, ходить, разговаривать.
Важно понять, что развитие ребенка должно оцениваться индивидуально,
в каждом конкретном случае. При прогулке, некоторым родителям
становится обидно и тревожно, когда при совместной игре нескольких
детей видна разница в их активности, способностях, ловкости
и умениях. Как правило, подобные волнения бывают необоснованными,
поскольку каждый человек имеет свой индивидуальный путь формирования
различных навыков. Кроме того, для развития детей имеет значение
социально-экономический статус семьи, эмоциональный фон обусловленный
количеством времени и внимания, уделяемых ребенку матерью
и окружающими. Важен темперамент и пол ребенка, поскольку
девочки несколько опережают в развитии мальчиков.
К сожалению, родители не всегда знают, что является вариантом
нормы, какими навыками должен обладать ребенок, а что заслуживает
внимания и нуждается в коррекции. В связи с этим, целесообразно
выделить группу 'настораживающих' симптомов, наличие которых
определяет необходимость консультации и дальнейшего наблюдения
у специалиста.
В первые недели жизни к таким симптомам относятся слабый
крик ребенка, он может плохо сосать, поперхивается. При наблюдении
отмечается снижение двигательной активности, отсутствие реакции
на звуковые раздражители. При измерении размеров головы -
быстрое увеличение ее размеров (больше 3 см в месяц). В дальнейшем,
может отмечаться своеобразное положение тела ребенка с запрокидыванием
головы назад; ребенок срыгивает практически после каждого
кормления; вечером приходится долго укачивать, часто просыпается.
В возрасте 3х месяцев неблагопрятными проявлениями являются
двигательная скованность, связанная с повышенным напряжением
мышц конечностей, или наоборот, снижение мышечной силы и своеобразная
'поза лягушки'; в положении на животе неуверенно и недолго
держит головку. Могут отмечаться блуждающие движения глазных
яблок без фиксации взгляда на предметах. Дрожание рук, подбородка
при сильном плаче и испуге. В 6 месяцев к 'настораживающим'
симптомам относятся отсутствие проявлений радости, смеха,
своеобразная бедность эмоций; игрушки могут не вызывать интереса.
Ребенок мало двигается, не переворачивается, или переворачивается
в одну сторону, не захватывает игрушки, и не перекладывает
их из руки в руку. В более позднем возрасте (7-9 месяцев),
к неблагопрятным факторам следует отнести следующие проявления:
отсутствие взаимоактивного контакта при попытке взрослых играть
с ребенком, ограниченность выражения своих эмоций; отсутствие
навыков самостоятельно садится; попытки брать предметы, играть,
действуя предпочтительно одной рукой. Следует 'потревожится',
если в возрасте года ребенок не понимает простейших просьб,
его игра носит исключительно разрушительный характер. Речь
состоит из отдельных звуков. При попытке поставить ребенка
на ноги - делает несколько шагов на 'носках'. В дальнейшем,
заслуживает внимания плохая координация ребенка, нарушения
походки, отсутствие навыков самообслуживания и опрятности.
Тревожными считаются нарушения сна, когда ребенок просыпается,
и при этом кричит или плачет. Отмечается также чувствительность
к переменам погоды, отсутствие контактов со сверстниками.
При снижении темпов приобретения различных навыков, наличии
других особенностей развития ребенка, целесообразно обратиться
за консультацией к специалисту, поскольку ранняя диагностика
улучшает прогноз и повышает эффективность лечения.
Другой проблемой, с которой часто приходится сталкиваться
родителям, в возрасте детей старше 2х лет является повышенная
нервозность. Частой жалобой является капризность, способность
'закатить истерику', чтобы получить желаемое. В дальнейшем
возможно присоединение патологических привычек, таких как
сосание пальца, 'грызение ногтей' и др. В большинстве случаев
данные проявления являются предвестниками возникновения невротических
нарушений. По мере развития ребенка могут возникнуть и более
серьезные нарушения, такие как невротические тики, заикание
и другие.
Кроме того, следует вспомнить, что нервная система является
координатором деятельности всего организма. Как правило, ни
одно заболевание не протекает без того, что бы в той или иной
степени не вовлечь нервную систему. Известно, что дети, имеющие
нарушения в функционировании нервной системы чаще болеют соматическими
заболеваниями, и более склонны к хроническому течению.
В заключении хочется сказать, что только сочетание врачебных
рекомендаций и внимательного отношения родителей создает возможность
достижения наилучших результатов в воспитании здорового ребенка.
|