Наблюдая игру детей одного возраста, можно заметить, как
отличаются их поведение, умение что-то делать, полезные навыки.
Порой родителям становится обидно и тревожно, что их ребенок
в чем-то отстает от сверстников. Как правило, подобные волнения
бывают необоснованными, ведь формирование навыков у каждого
маленького человечка происходит по-своему.
К сожалению, родители не всегда знают, какими навыками должен
обладать ребенок, что заслуживает особого внимания и нуждается
в коррекции. Ученые выделили группу "настораживающих"
симптомов, которые требуют незамедлительной консультации и
дальнейшего наблюдения врача.
Что должно насторожить внимательного родителя?
У вашего ребенка наверняка есть проблемы, если в первые недели
жизни он плохо сосет грудь, слишком слабо кричит, не реагирует
на звуковые раздражители, у него снижена двигательная активность.
То же самое можно сказать, когда у малыша быстро увеличивается
голова (больше 3 см в месяц), он принимает необычную позу
с запрокидыванием головы назад, срыгивает практически после
каждого кормления, вечером приходится долго его укачивать,
а спит он беспокойно.
У трехмесячного младенца неблагоприятными симптомами считаются
двигательная скованность из-за напряжения мышц рук и ног,
или наоборот, снижение мышечной силы и характерная "поза
лягушки". Не очень хороший признак, если малыш слишком
неуверенно или недолго держит головку в положении лежа на
животе, у него бывают блуждающие движения глазных яблок без
фиксации взгляда на предметах, дрожание рук, подбородка при
сильном плаче и испуге.
В шесть месяцев вас должно обеспокоить отсутствие проявлений
радости, смеха, бедность эмоций у ребенка. Ненормально, если
игрушки совсем не вызывают у него интереса, ребенок мало двигается,
не переворачивается, или переворачивается лишь в одну сторону,
не захватывает игрушки и не перекладывает их из руки в руку.
Следует насторожиться, если дети постарше (семь-девять месяцев)
не идут на контакт при попытке взрослых играть с ними, не
умеют самостоятельно садиться, брать предметы.
Плохо, если годовалый ребенок не понимает простейших просьб,
его игра носит исключительно разрушительный характер, а речь
состоит из отдельных звуков.
В дальнейшем заслуживает внимания плохая координация движений,
нарушения походки, отсутствие навыков самообслуживания и опрятности.
Тревожными считаются нарушения сна, когда ребенок, просыпаясь,
часто плачет. Обратите внимание на чувствительность ребенка
к переменам погоды, нежелание контактировать со сверстниками.
Родители двухлетних детей нередко жалуются на их капризность
и способность "закатить истерику", чтобы получить
желаемое. В будущем к этим особенностям поведения могут добавиться
патологические привычки - сосание пальца, обгрызание ногтей.
В большинстве случаев эти проявления - предвестники невротических
нарушений. У подрастающего ребенка могут возникнуть и более
серьезные отклонения, например невротические тики или заикание.
Нервная система - координатор деятельности всего организма.
Известно, что дети, имеющие нарушения в работе нервной системы,
чаще болеют соматическими заболеваниями и более склонны к
хроническому течению недугов. Конечно, мы не можем ожидать,
что ребенок будет абсолютно здоров. Однако постараться сделать
так, чтобы он развивался правильно, в наших силах. Важно понять,
что развитие ребенка всегда оценивается индивидуально. По
таблице, отражающей периоды формирования двигательных навыков,
психического и речевого развития, вы сможете определить, как
взрослеет ваш ребенок.
Кроме оптимальных сроков освоения некоторых навыков, существуют
и критические моменты "прорывов". На этих этапах
происходит скачок в развитии: например, ребенок начинает сидеть,
стоять, ходить или разговаривать.
|