Rambler's Top100 Растим умницу : Назад  

ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

Новорожденный умеет удивительно цепко хвататься за то, что рядом: воротник маминой блузки, ее палец, край пеленки... Хватательный рефлекс - действие неосознанное, но и оно служит первым шагом к по знанию: каждый раз, когда ребенок сжима ет руку, тактильные ощущения несут в мозг информацию о предметах окружающего мира. Вот почему не надо зашивать рукава распашонки и надевать грудничковые рукавички. Наоборот, количество тактильной информации полезно увеличивать, уже с 3 - 4-й недели вкладывая в ручки младенца пластмассовые колечки, шарики, палочки с гладкой, ребристой, ягкой или твердой поверхностью. Слабость хватательного рефлекса - сигнал тревоги. Необходим совет врача-невролога, и скорее всего он назначит лечебный массаж.

Со 2 - 3-й недели уже нужны игрушки - первые 'учебники' вашего малыша. Повесьте над кроваткой яркий шарик, лучше желтый -именно этот цвет привлекателен для младенца. Момент, когда его блуждающий взгляд начнет останавливаться на шарике, можно считать первым проблеском внимания. Его надо закрепить: к шарику добавьте погремушку -качание, звук удивляют, заставляют присматриваться. К 3 месяцам ребенок начнет и сам тянуть игрушку на себя, раскачивать, радоваться полученному результату.

Уже с 2 недель надо несколько раз в день класть ребенка на живот, все дольше оставляя его в такой позе. Это важно не только для укрепления мышц шеи и живота, но и для умственного развития. Как мы определяем свое самое непродуктивное состояние? 'Лежал и смотрел в потолок'. Лежа на спине, ребенок почти ничего не видит, другое дело -на животе! Тренируясь выше подымать голову, он замечает все больше нового, интересного. Любопытство, которое уже можно назвать любознательностью, заставляет напрягать силенки, приподымать плечи. Обзор становится шире, впечатлений - больше: самый наглядный пример, как физическое развитие тянет за собой умственное, а умственное - физическое!

Важно, чтобы с самого первого дня ребенок как можно чаще слышал голос матери. Мама может 'комментировать' переодевание, купание, подготовку к кормлению. Слов малыш пока не понимает, зато отлично улавливает интонацию. В первые недели жизни у младенца преобладают отрицательные эмоции - сердитым криком ребенок напоминает, что он голоден, ему жарко или холодно: Но маме надо всячески пробуждать у него положительные эмоции, добиваться его улыбки -она появляется примерно в 3 - 4 недели. Если она слабая или запаздывает, ребенку можно помочь, легко касаясь пальцем его губ, уголков рта, кончика носа. Это точечный массаж мышц, ведающих улыбкой и гулением.

К началу 4-го месяца малыш выражает радость более бурно: улыбается, машет ручками, ножками, гулит, а позднее еще и смеется. Важная подробность: и улыбка, и все это оживление предназначаются человеку. Ребенок как бы уже осознает свою общность с другими людьми. Правда, 'своих' от 'чужих' он пока не отличает, это придет позже.

ВОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ

К 3 месяцам (обратите внимание!) должно произойти важное для умственного развития событие - полное раскрытие кисти. До этого она была сжата в кулачок или оставалась с полусогнутыми пальчиками. Теперь рука может более ловко управляться с игрушкой. Тонкая моторика пальцев стимулирует важные зоны мозга, в первую очередь речевую. Именно этим объясняется то, что дети, которые раньше начинают есть ложкой, обычно раньше начинают и говорить.

Игрушки теперь нужно давать удобные для захвата, разной формы. Почаще играйте с малышом в 'сороку-белобоку' - это и легкий массаж ладошки, и гимнастика для пальчиков. Раскачивание висящей игрушки - пройденный этап: теперь ребенок ее ощупывает, то подносит к лицу, то отодвигает, пробует на вкус. Он исследует и самого себя -рассматривает свои ручки, ножки, не прочь потянуть их в рот. В такие минуты над его кроваткой, как на дверях научной лаборатории, ожно было бы зажечь надпись: 'Тише, идет эксперимент!'

Старайтесь, чтобы малыш больше радовался и удивлялся. Так удивляюще-радостна для него игра в прятки, когда мама, сидя рядом, то закрывает лицо платочком, то открывает его.

Малыш уже произносит отдельные слоги, и если раньше разговоры с ним были вашими монологами, теперь вы можете перекликаться. Наклонясь над младенцем или взяв его на руки так, чтобы он видел ваши губы, ласково, в разной тональности произносите 'ба-ба-ба', 'ма-ма-ма', 'ля-ля-ля', побуждая его повторять и удлинять цепочки слогов. Это развивает речь, приучает слушать - очень важное умение!

Большое значение имеет и контакт 'глаза в глаза'. Это своего рода тест: живость, осмысленность, серьезность взгляда ребенка -одно из важных свидетельствего благополучного психического развития. Даже само рассматривание маминого или папиного лица обучает. Английский психолог Бауэр, большой знаток особенностей младенческого возраста, считает, что общение со взрослым по увлекательности для ребенка равносильно разгады-ванию головоломок.

ОТ ШЕСТИ ДО ДВЕНАДЦАТИ

После

полугода малыш уже может брать игрушку, работая всеми пальцами. Примерно на 9-м месяце формируется самое тонкое - 'пинцетное' движение: ребенок берет очень маленький плоский предмет двумя пальцами - большим и указательным. Это умение надо тренировать, ведь именно так он будет брать карандаш, ручку! Самое безопасное для ребенка - брать со стола хлебные крошки.

В этом возрасте велика способность к подражанию. Покажите малышу, что мячик можно катать, кубик ставить на кубик, елкие игрушки складывать в коробку: Когда младенец выбрасывает игрушки из кроватки, это не озорство, а тоже исследование: мячик укатился, а кубик остался лежать, одна игрушка упала со звоном, другая мягко шлепнулась Интересно! Тревожно, если ребенок равнодушен к игрушкам, не берет их в руки, неактивен - это тоже повод для обращения к врачу.

Здоровый ребенок во втором полугодии знает названия многих предметов, если, конечно, ему их называли. На 7-м есяце ему понятны вопросы 'Где часы?', 'Где лампа?'. Правда, если убрать часы со стола, где они всегда стояли, он все равно покажет на стол: место ребенок запоминает раньше, чем предмет. Побудите его проследить за вашим взглядом, покажите, куда переместились часы, и скоро он начнет находить знакомые предметы на любом месте.

Еще одна развивающая игра - искать и находить спрятанную игрушку. Она обычно очень нравится в 9 месяцев. В этом же возрасте ребенок с готовностью выполняет просьбы 'дай ручку', 'сделай ладушки', 'помаши ручкой'. К году малыш произносит 10 - 12 коротких слов, а понимает несравненно больше. И среди них обязательно должно быть слово 'нельзя'. Как его внушить? Действием, интонацией. Малыш тянется к вазе с цветами. 'Нельзя', - говорит мама строго и отводит его ручку.

К году малыш произносит 10 -12 ко-ротких слов, а понимает несравненно больше. И среди них обязательно должнобыть слово 'нельзя '. Как его внушить? Действием, интонацией. Малыш тянется к вазе с цветами. 'Нельзя ', -говорит мама строго и отводит его ручку. И чтобы избе-жать каприза, тут же переключает внима-ние -дает игрушку, подносит к окну :

Никогда больше ребенок не узнает так много, как за первый год жизни. Но развитие не происходит само собой: родителям придется приложить много усилий. Одного лишь заботливого ухода, правильного питания, прогулок ребенку мало. Ему нужна еще и тренировка ума.

наверх
наверх

Елена БАЙБАРИНА, доктор медицинских наук
Статья из журнала Здоровье за сентябрь 2001 г.
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/