Rambler's Top100 Во время ли заговорил ребенок? : Назад  

Это вопрос, который волнует всех родителей.

Примерно к годовалому возрасту ребенок произносит первые слова 'МА-МА'. Однако подготовка к этому великому событию начинается уже с 1, 5 месячною возраста: в гулении малыша различаются разные звуки и звукосочетания. В них можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной речи.

Но пока их нельзя назвать звуками речи.

У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность и развитии детской речи.

До 1 года: от 1, 5 до 3-х мес. - гуление ('А-А', 'Г-У', 'М-И', 'БУ-У', 'Э-Ы'); 4 месяца- свирель ('алль-е', '. иььагы', 'иы'...); 7-8, 5 месяцев - лепет (слоги 'БА-БА-КА', 'ДА-ДА-ДА' и т. п.); 8, 5-9, 5 месяцев - моделированный лепет повторение слогов с разнообразными интонациями.

Для развития хорошего, обогащенною многими звуками гуления и лепета нужно, чтобы малышу было комфортно (сытость, сухость, здоровье) и чтобы с ним общались взрослые. Если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой старшие или шумят другие дети, ребенок умолкает. Гуление и лепет - это его занятие, требующее уважения, тишины, внимания. С младенцем необходимо общаться 'глаза в глаза': он должен зрительно и на слух воспринимать мимику и артикуляцию взрослых. Очень важно знать, что лепет связан с общим ритмом жизнедеятельности крохи. Поэтому необходимо давать ребенку свободу движений, чтобы он мог взмахивать ручками, стучать игрушкой и т. п. Это способствует не только тренировке его моторики, но и развитию предречевых артикуляций. Хороши также упражнения для пальчиком рук. Вспомните народную поговорку - 'сороку - воровку'. Очень существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком При умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу (при этом существующие мышцы долго не тренируются) развитие четкой артикуляции может задерживаться.

Итак, до появления собственно речи, родители должны с малышом общаться, говоря негромко, четко, короткими фразами (но не подражая детскому лепету). Родители должны создавать спокойные 'уважительные' условия: не включая громко телевизор, магнитофон и пр. (лучше в комнате ребенка вообще исключить 'технические' звуки); заниматься с ребенком (общие движения, пальчиковая зарядка...), подбирать питание по возрасту и т. д.

После 1 года у ребенка появляется речевое общение. Конечно, нет абсолютно четких сроков возникновения и становления речи. Наблюдения ученых и практиков выяснили определенную схему сроков появления речи.

Чтобы правильно наблюдать за собственным сыночком или доченькой, чтобы не опоздать с обращением к специалисту, мамы и папы должны представлять границы этих норм. Предлагаем Вашему вниманию данные проф. А.Н. Гвоздева о возрастных нормах развития детской речи.

Первые слова обычно появляются после года (1 г. 3 мес,). Эти же слова выступают о роли предложений: несколько названий, лиц, предметов; несколько слов - названий действий ( 'ди', 'бух', 'дай'). Слоговая структура слова определяется одним слогом (ударным) или повторением нескольких слогов ('ГА-ГА'1, 'ТУ-ТУ'). Сосуществуют лепетныс слова и слова человеческой речи, но оформленные 1 слогом или без окончаний, т. е. аморфные слова.

После 1, 5 лет появляется фраза: в одном предложении объединяются два аморфных слова. Расширяется детский словарь: увеличивается число глаголов в повелительном наклонении (дать, неси). Уточняется слоговая структура слова: появляется больше слов в два слога. Появляются звуки речи; до 1, 5 лет - 'А', 'О', 'У', 'И', 'М', 'П', 'Б', 'К', 'Г', 'ТЬ', 'ДЬ', 'НЬ'' 'ЛЬ', 'СЬ'; после 1, 5 лет прибавляются 'ХЬ', 'ЦЬ', 'Й'.

К 2-м годам появляются фразы из 3-х - 4-х слов. Расширяется словарь: растет количество глаголов, существительных; появляются прилагательные, местоимения и наречия. (Но о себе говорит в III лице.) Предложение часто аграмматичны. Уточняется звуковой состав речи: появляются твердые согласные 'Т', 'Д', 'Н'; большинство стечении согласных заменяются одним звуком.


К 2, 5 годам растет количество простых предложений, появляются сложные предложения. Понемногу формируется грамматическое оформление слов. Словарь расширяется. В предложениях появляются предлоги. Звукопроизношение уточняется: появляются и вводятся в речь звуки - 'С', 'Л', 'Ы', 'Р' 'З'.

К 3-м годам появляются сложноподчиненные предложения; усваиваются и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных с глаголами и прилагательными). Но смешение рода у прилагательных местоимении наблюдается достаточно часто. Слоговая структура слова нарушается довольно редко. Появляются звуки: 'Ч', 'Ш', 'Ж', 'Щ', твердый 'Ц'.

Заботливые и наблюдательные мамы и папы! При любом отклонении от стандарта развития относитесь особенно внимательно и щадяще к собственному дитяти.

Слишком раннее речевое развитие - большая нагрузка на нервную систему ребенка. Не торопите время, дайте возможность саморазвитию. Слишком много стихов, сказок, информации, а также 'выступления' для дядей и тетей, целые 'теледни' (лучше до 5 лет ребенка не подпускать к телевизору, не водить на публичные выступления), - все это перегрузит нервную систему малыша, может привести к неврозу. При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимулировать появление речи. Особенно важно разговаривать с ребенком неторопливо, четко, короткими фразами (но не 'передразнивая' его лепетную речь), 'глаза в глаза'. Хорошо стимулирует речь 'пальчиковая' гимнастика. Такие книжки (они, очевидно, есть в детских библиотеках), как 'Расскажи стихи руками', 'Играем пальчиками - развиваем речь', помогут вам.

наверх
наверх

Логопед Выгодская И.
Наш аист
N 03(87), февраль 2001 г.
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/