Это вопрос, который волнует всех родителей.
Примерно к годовалому возрасту ребенок произносит первые
слова 'МА-МА'. Однако подготовка к этому великому событию
начинается уже с 1, 5 месячною возраста: в гулении малыша
различаются разные звуки и звукосочетания. В них можно различить
много звуков, которые позже будут элементами членораздельной
речи.
Но пока их нельзя назвать звуками речи.
У всех нормально развивающихся детей существует определенная
последовательность и развитии детской речи.
До 1 года: от 1, 5 до 3-х мес. - гуление ('А-А', 'Г-У', 'М-И',
'БУ-У', 'Э-Ы'); 4 месяца- свирель ('алль-е', '. иььагы', 'иы'...);
7-8, 5 месяцев - лепет (слоги 'БА-БА-КА', 'ДА-ДА-ДА' и т.
п.); 8, 5-9, 5 месяцев - моделированный лепет повторение слогов
с разнообразными интонациями.
Для развития хорошего, обогащенною многими звуками гуления
и лепета нужно, чтобы малышу было комфортно (сытость, сухость,
здоровье) и чтобы с ним общались взрослые. Если в комнате
звучит громкая музыка, разговаривают между собой старшие или
шумят другие дети, ребенок умолкает. Гуление и лепет - это
его занятие, требующее уважения, тишины, внимания. С младенцем
необходимо общаться 'глаза в глаза': он должен зрительно и
на слух воспринимать мимику и артикуляцию взрослых. Очень
важно знать, что лепет связан с общим ритмом жизнедеятельности
крохи. Поэтому необходимо давать ребенку свободу движений,
чтобы он мог взмахивать ручками, стучать игрушкой и т. п.
Это способствует не только тренировке его моторики, но и развитию
предречевых артикуляций. Хороши также упражнения для пальчиком
рук. Вспомните народную поговорку - 'сороку - воровку'. Очень
существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком
При умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании
пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому,
если малыш долго получает протертую пищу (при этом существующие
мышцы долго не тренируются) развитие четкой артикуляции может
задерживаться.
Итак, до появления собственно речи, родители должны с малышом
общаться, говоря негромко, четко, короткими фразами (но не
подражая детскому лепету). Родители должны создавать спокойные
'уважительные' условия: не включая громко телевизор, магнитофон
и пр. (лучше в комнате ребенка вообще исключить 'технические'
звуки); заниматься с ребенком (общие движения, пальчиковая
зарядка...), подбирать питание по возрасту и т. д.
После 1 года у ребенка появляется речевое общение. Конечно,
нет абсолютно четких сроков возникновения и становления речи.
Наблюдения ученых и практиков выяснили определенную схему
сроков появления речи.
Чтобы правильно наблюдать за собственным сыночком или доченькой,
чтобы не опоздать с обращением к специалисту, мамы и папы
должны представлять границы этих норм. Предлагаем Вашему вниманию
данные проф. А.Н. Гвоздева о возрастных нормах развития детской
речи.
Первые слова обычно появляются после года (1 г. 3 мес,).
Эти же слова выступают о роли предложений: несколько названий,
лиц, предметов; несколько слов - названий действий ( 'ди',
'бух', 'дай'). Слоговая структура слова определяется одним
слогом (ударным) или повторением нескольких слогов ('ГА-ГА'1,
'ТУ-ТУ'). Сосуществуют лепетныс слова и слова человеческой
речи, но оформленные 1 слогом или без окончаний, т. е. аморфные
слова.
После 1, 5 лет появляется фраза: в одном предложении объединяются
два аморфных слова. Расширяется детский словарь: увеличивается
число глаголов в повелительном наклонении (дать, неси). Уточняется
слоговая структура слова: появляется больше слов в два слога.
Появляются звуки речи; до 1, 5 лет - 'А', 'О', 'У', 'И', 'М',
'П', 'Б', 'К', 'Г', 'ТЬ', 'ДЬ', 'НЬ'' 'ЛЬ', 'СЬ'; после 1,
5 лет прибавляются 'ХЬ', 'ЦЬ', 'Й'.
К 2-м годам появляются фразы из 3-х - 4-х слов. Расширяется
словарь: растет количество глаголов, существительных; появляются
прилагательные, местоимения и наречия. (Но о себе говорит
в III лице.) Предложение часто аграмматичны. Уточняется звуковой
состав речи: появляются твердые согласные 'Т', 'Д', 'Н'; большинство
стечении согласных заменяются одним звуком.
К 2, 5 годам растет количество простых предложений, появляются
сложные предложения. Понемногу формируется грамматическое
оформление слов. Словарь расширяется. В предложениях появляются
предлоги. Звукопроизношение уточняется: появляются и вводятся
в речь звуки - 'С', 'Л', 'Ы', 'Р' 'З'.
К 3-м годам появляются сложноподчиненные предложения; усваиваются
и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных
с глаголами и прилагательными). Но смешение рода у прилагательных
местоимении наблюдается достаточно часто. Слоговая структура
слова нарушается довольно редко. Появляются звуки: 'Ч', 'Ш',
'Ж', 'Щ', твердый 'Ц'.
Заботливые и наблюдательные мамы и папы! При любом отклонении
от стандарта развития относитесь особенно внимательно и щадяще
к собственному дитяти.
Слишком раннее речевое развитие - большая нагрузка на нервную
систему ребенка. Не торопите время, дайте возможность саморазвитию.
Слишком много стихов, сказок, информации, а также 'выступления'
для дядей и тетей, целые 'теледни' (лучше до 5 лет ребенка
не подпускать к телевизору, не водить на публичные выступления),
- все это перегрузит нервную систему малыша, может привести
к неврозу. При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно,
тактично стимулировать появление речи. Особенно важно разговаривать
с ребенком неторопливо, четко, короткими фразами (но не 'передразнивая'
его лепетную речь), 'глаза в глаза'. Хорошо стимулирует речь
'пальчиковая' гимнастика. Такие книжки (они, очевидно, есть
в детских библиотеках), как 'Расскажи стихи руками', 'Играем
пальчиками - развиваем речь', помогут вам.
|