Rambler's Top100 Основные синдромы поражений нервной системы у детей раннего возраста : Назад  

Задержка развития

Клинические синдромы острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста

Задержка развития.

Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.

Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.
Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.
С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

Период новорожденности
  1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
  3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

Период от 1 до 3 месяцев жизни
  1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
  3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.
Период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

Период от 6 до 9 месяцев жизни
  1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  4. Отсутствие реакции на словестные команды.
  5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.
Период от 9 до 12 месяцев жизни
  1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
  3. Стоит с поддержкой, не ходит.
  4. Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития.

Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :
  1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
  2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  3. Нарушение обмена веществ.
  4. Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

  1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  2. Преобладание нарушений двигательных функций.
  3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

  1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
  2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

Клинические синдромы острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

  1. Усиление спонтанной двигательной активности
  2. Беспокойный поверхностный сон
  3. Частый немотивированный плач
  4. Оживление безусловных рефлексов
  5. Мышечная дистония
  6. Повышение сухожильных рефлексов
  7. Тремор конечностей и подбородка

В сроки от 4-6 месяцев до 1 года отмечается уменьшение клинических проявлений с формированием минимальной мозговой дисфункции, церебрастенического синдрома после 1 года жизни. В некоторых случаях возможно формирование эпилептического синдрома.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

  1. Увеличение размеров головы на 1-2 см. по сравнению с нормой
  2. Раскрытие швов свыше 0,5 см.
  3. Увеличение большого родничка свыше 3,0\3,0 см.
  4. Симптом Грефе, симптом "заходящего солнца", сходящееся косоглазие и непостоянный горизонтальный нистагм
  5. Мышечная дистония
  6. Часто сочетается со вздрагиваниями, спонтанным рефлексом Моро, общим и локальным цианозом

Синдром угнетения

  1. Вялость, гиподинамия, снижение спонтанной двигательной активности
  2. Диффузная мышечная гипотония
  3. Диффузная гипорефлексия
  4. Угнетение безусловных рефлексов
  5. Снижение рефлексов сосания и глотания

Судорожный синдром

  • Кратковременные, внезапно возникающие.
  • Отсутствие закономерности повторения и зависимости от состояния ребенка (сон, бодрствование, кормление и пр.)
  • Мелкоамплитудный тремор, кратковременная остановка дыхания, тонические спазмы взора, автоматические жевательные движения и пр.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

  1. Появляется после 1-1,5 месяцев жизни
  2. Характеризуется упорными срыгиваниями, стойкой гипотрофией, нарушениями ритма дыхания и сердечной деятельности с развитием акроцианоза, нарушениями терморегуляции и дисфункцией жкт. После 1 года жизни наблюдается формирование церебрастенического синдрома.

Синдром минимальной мозговой дисфункции.

  1. Выраженная двигательная расторможенность (суетливость и нарушение сосредоточения, эмоциональная лабильность)
  2. Выраженный инфантилизм
  3. Задержка формирования моторной речи при отсутствии выраженных нарушений психики (формирование фразовой речи к 2-3 годам и ограничение запаса слов до 3-4 лет)
  4. Негрубое поражение ЦНС, проявляющееся в виде рассеянной микроочаговой и локальной симптоматики, умеренных дизартрических нарушений

Церебрастенический синдром

  1. Полиформизм соматоневрологических нарушений
  2. Диатез
  3. Привычная рвота, беспокойный сон, эмоциональная лабильность
  4. В возрасте 1,5-2 лет могут появляться ночные страхи
  5. Неврозоподобный энурез
  6. Проявление вегетативно-висцеральных дисфункций
наверх
наверх

 
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
последнее обновление
/