Rambler's Top100 Жизнь против часовой стрелки : Назад  

Практически в любой работе, посвященной левшам, приводится перечень знаменитых леворуких: Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Пол Маккартни, реже - Жанна д'Арк, Билл Клинтон и Брюс Уиллис...

Трудно ли быть левшой?

Если ваш ребенок левша, значит ли это, что он станет Леонардо да Винчи или Жанной д'Арк? Или может быть это болезнь, от которой надо срочно лечится? На эти и другие вопросы родителей отвечают известные специалисты по проблеме левшества, представители центра психолого-социальной работы Консорциума "Социальное здоровье России" кандидат психологических наук Анна Владимировна СЕМЕНОВИЧ и кандидат педагогических наук Вадим Альбертович РОДИОНОВ.

- Родители маленьких левшей часто спрашивают, правда ли, что среди левшей встречается много выдающихся людей? Стоит ли им готовиться к тому, что их ребенок обязательно станет гением?

- На этот счет обольщаться не стоит. Ж. Эррон, крупнейший исследователь проблемы левшества писал: "Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких человеческих добродетелей и умений. Они чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы, непорядочны, гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микеланджело - левши..."

Именно поэтому левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом). В идеале надо бы показать такого ребенка психологу, чтобы он подобрал индивидуальные коррекционные упражнения. Конечно, многое зависит и от правильной позиции родителей.

- Почему же трудно быть левшой? С какими трудностями сталкиваются такие дети?

- Если вы захотите буквально "побывать в шкуре" левши, то перечитайте "Алису в Зазеркалье" Л. Кэррола. Там очень наглядно описаны особенности пространственных представлений ребенка-левши. Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).

Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то левшой выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.

Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького левши. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что в конце концов и сам не может понять, что же у него получилось!
Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

А ведь такому бедному маленькому левше жить приходится в "праворуком" мире, где обучение и воспитание, все предметы и механизмы ориентированы исключительно на правшей. Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций. Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Но именно благодаря своему особому психологическому статусу левши способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу.

- Так что же за люди такие левши и чем они отличаются от других?
- У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Как сказала особенно продвинутая девочка после специальных коррекционных занятий: "Вот у меня полушария не были завязаны бантиками, поэтому не могли между собой решить, какое будет ведущим, а сейчас мы упражнения поделали, они бантиками завязались, и у меня начало формироваться мое правое полушарие как доминантное - тогда я левша".

Кстати, дети с такими признаками могут быть и не левшами (то есть действовать правой рукой), но при этом мозг развивается у них как у левшей. Поэтому в группу риска входят не только истинные левши, но и правши с левшеством в роду и амбидекстры (одинаково владеющие обеими руками).

У детей с атипичным развитием мозга обычно бывает масса сопутствующих диагнозов: тут и аллергия, и мышечные зажимы, и дистония, и аутизм, и шизофрения. И все это идет от одного синдрома - несформированности межполушарного взаимодействия.

После специальных коррекционных занятий по простраиванию межполушарного взаимодействия все эти болезни куда-то исчезают. Получается, что это были псевдоаутизм, псевдошизофрения. Так что не стоит таскать ребенка по разным врачам - тут надо обращаться к нейропсихологу.

Причем затягивать с этим не стоит. Если к нам обращаются с тринадцатилетним подростком, то мы, конечно, даем рекомендации, но работать с таким ребенком крайне сложно, поскольку время упущено.

- В чем же причина того, что дети довольно часто рождаются левшой?

- Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, пришла к выводу, что в данной ситуации биологические и культурные факторы взаимодействуют.

В своей работе "Право-леворукость и расстройства развития" ("Handedness and development disorder", 1990) она приводит интересные данные: у близнецов обычно лучше развита одна и та же рука.

При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому родственнику. Так что, если у вас подрастают близнецы с разной рукостью, то не стоит ждать от них одинаковых успехов. И главное - не стоит их постоянно сравнивать.

- Многие педагоги и воспитатели, ссылаясь на собственный богатый опыт советуют переучивать левшей на правую руку. Вы считаете, что делать этого не надо?

- Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") - это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.

Случай из практики.

К нам на консультацию однажды пришла бабушка с шестилетним внуком: он и пишет плохо, и ручку держит неправильно, и ошибок делает много. К тому же иногда заикается. Многие звуки произносит нечетко, логопед в детском саду жалуется, что их трудно автоматизировать.

Мальчик легко общается, вид у него внимательный и сосредоточенный, проявляет желание ответить на все вопросы. Но он сразу напрягается, когда его просят нарисовать или написать что-либо. Берет карандаш в правую руку, держит его неестественно, неловко, очень медленно выполняет задание и так давит на бумагу, что даже рвет ее. В этот момент в речи наблюдается заикание. Просим взять карандаш в левую руку под ироничное замечание бабушки, что он никогда этой рукой ничего не делал.

Однако мальчик без сопротивления берет карандаш, держит его правильнее, рисует довольно легко и без напряжения. Правда, линии проводит еще не так уверенно, написание букв не столь определенно, но выполняется все мягче, спокойнее.

При обстоятельной беседе с бабушкой, она вспоминает, что в год мальчик начал брать ложку, чашку и игрушки левой рукой. Но ему ненавязчиво всякий раз напоминали, что лучше это делать правой рукой и перекладывали предметы в правую руку. Позже эта проблема вообще не возникала.

Но так только казалось родителям. Они просто не знали, что это невинное, на первый взгляд, вмешательство в естественный ход развития ребенка уже начало вредоносно (заикание!) сказываться на нем.

Этот пример иллюстрирует, что с природными особенностями человека шутить нельзя. У переученных левшей часто встречаются такие невротические нарушения, как страхи, энурез, тики, навязчивые движения, вялость, заторможенность, заикание, повышенная раздражительность, нарушения сна и аппетита, двигательное беспокойство, неусидчивость.

Не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила: пусть он делает все той рукой, какой ему удобнее. При этом сами постарайтесь развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.

- Как же справляется со своими особенностями ребенок-левша?

- Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.


Например, "зеркальное" письмо - достаточно распространенное явление в начальной школе, у левшей оно встречается особенно часто. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания букв и цифр.

Случай из практики.

Ученик 9 лет при письме фактически полностью не различал границы между словами, заменял нужные буквы зеркальными или противоположными по пространственному размещению (например, д-б, ш-т).

Ребенок самостоятельно решил заучивать написание всех слов наизусть(!), а потом воспроизводил их по памяти. Таким образом, он в обход несостоятельности пространственного и фонетико-фонематического факторов, которые с запаздыванием формируются у левшей, сформировал свое письмо.

Мальчик восьми лет, писавший все слова слитно, то есть вообще без каких-либо зазоров между ними, после полугода мучений взялся за изучение морфологии слова, потом проработал этимологические и лингвистические словари и, к "священному" ужасу мамы, стал ребенком с абсолютной грамотностью.

* * *

Ученица первого класса испытывала трудности при запоминании стихов и слов, не связанных между собой по смыслу, писала "зеркально", плохо рисовала. Девочка придумала запоминать ряды слов, помечая их специальными значками.

Многие из вас читали о феноменах памяти, когда человек способен запомнить огромное количество слов и цифр, как бы маркируя их про себя. В нашем случае ребенок самостоятельно изобрел этот способ увеличения эффективности памяти. Для преодоления "зеркальности" в письме она запомнила пространственное положение всех букв, связав их с известными предметами.

Если все-таки возникали трудности, то девочка заглядывала в азбуку. При рисовании затруднения в передаче формы и пространственной перспективы преодолевались многогранным использованием цветов, их сочетанием, множеством конкретных деталей.

* * *

У шестилетнего левши была выявлена полная несформированность пространственных представлений. Но при этом он с легкостью пользовался математическими приемами 2-3 класса, решал сложнейшие головоломки. Это было совершенно необъяснимо, поскольку традиционно счет развивается именно на базе пространственных синтезов. Как объяснял мальчик, сочетания цифр, уравнений и головоломки кажутся ему необычайно красивыми, поэтому ему приятно ими заниматься. Таким образом счетные операции для него не производны от традиционных базисных звеньев, а подчиняются законам красоты, интуиции и гармонии.

* * *

Даже взрослым левшам нужно искать свои пути компенсации. Девушка восемнадцати лет мечтала поступить на филологический факультет МГУ. При этом левой рукой она писала каллиграфически, но с пятью ошибками в каждом слове, а правой - абсолютно неразборчиво, многие буквы - зеркально, но стопроцентно грамотно.

Было найдено блестящее решение: вместе с преподавателем побуквенно левой рукой было написано десять сочинений, наиболее тематически вероятных на экзамене. Затем каждое было чисто зрительно заучено наизусть. На экзамене девушка вспоминала слово за словом и записывала их левой рукой. Через пять лет она успешно защитила диплом.

* * *

Как видно из приведенных примеров, дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, формируются естественно, независимо от их произвольного желания. Подобный способ помогает получить необходимый эффект при работе над школьным (и иным) материалом, однако является достаточно затратным по количеству прилагаемых усилий.

- Получается, что дети-левши затрачивают громадные усилия для овладения теми действиями, которыми правшам даются так легко?

- Да, совершенно верно. Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову".

А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Именно поэтому у левшей так часто возникают эмоциональные срывы, аллергии, тики, энурез, страхи и бессонница, эндокринные отклонения. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

- От многих родителей детей-левшей часто можно услышать жалобы на медлительность ребенка. Чем это объясняется и как с ней бороться?

- Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. Речь левши зачастую недостаточно развита, замедлена, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий.

Однако ребенок практически полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней. Это подтверждается и тем, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень развития понятийного мышления.

Главное здесь - не торопить ребенка, дать время "войти" в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения. И только после этого - оценивайте успехи ребенка.

Дети-левши часто "путаются" при различных движениях. Это особенно заметно, когда необходимо быстро и несинхронно действовать обеими руками. Часто дети жалуются, что им "мешают" руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.

- А отличаются ли дети левши какими-нибудь особыми качествами характера?

- Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение.

Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!". Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

наверх
наверх

Беседовала Анна ЛУКАСИК. редакция журнала "Потребитель", "Домашняя аптека".
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
последнее обновление
/