Стpичь иль не стpичь ребека до года? Говорят, что до года
стpичь нельзя - пpимета плохая. А в чем суть?
Пpимета дpевнее хpистианства. Еще с тех вpемен, когда из
железа делали только оpужие. Пpедполагалось, что pаз остpое
железо пpедназначено для пpесечения жизни, то оно способно
магически нанести вpед pебенку. Hикакого пpактического смысла
в этой пpимете нет. Еше вариант: Далила Давиду волосы обpезала,
и тем самым лишила его силы недюжинной. Потому и не стpигут
до года, чтобы силы малыш не pастpатил.
Книга Б.Успенского "Филологические разыскания в области
славянских древностей". Обсуждается в ней, в частности,
праязыческий миф о противостоянии Бога Громовержца и Матери
Земли, на славянской почве нашедший выражение в Перуне и Волосе/Велесе.
Причем большее почитание Перуна было характерно для южных
славян (Украины), в то время как Волоса - для северо-восточных
(Россия, Белоруссия). С культом Волоса связано очень многое,
и в частности - все приметы и обряды, касающиеся волос. В
отношении к детям это: перевязывание пуповины волосами отца
или матери; запрет стричь волосы (а в некоторых местностях
и ногти) ребенка до года (при этом первое пострижение сопровождалось
особым ритуалом, у ребенка были восприемники - т.е. постриги
рассматривались как нечто аналогичное крещению, только "во
имя"... сами понимаете кого); наряду с этим считалось
грехом, если "дитя умерло, а первые власы не стрижены";
обычай сохранять вычесанные или остриженные волосы (и ногти)
и запрет на их сожжение; почитание колтунов в волосах (и запрет
их отрезать, наличие колтуна рассматривалось чуть ли не как
признак особой святости ) и др. Многие подобные обряды расценивались
как суеверия и осуждались церковью. Покровительство Волоса
богатству, деньгам, здоровью, силе и связь его культа с волосами
определяет и широко распространенное поверье о том, что стрижка
волос может лишить человека его силы.
|