Rambler's Top100 Что может вызвать у вас беспокойство : Назад  

Себорейный дерматит
Улыбка ребенка
Агуканье
Кривые ножки
Сравнение с другими детьми
Использование рюкзачков для переноски ребенка
Иммунизация
АКДС
Вакцина против полиомиелита
Корь, паротит, краснуха (ММК)
Вакцина против ветряной оспы
Вакцина против гемофильной бактерии
Вакцина против гепатит В
Иммунизация против гриппа
Крипторхизм
Грыжа
Вогнутые соски
Отказ от груди
Предпочтение одной груди
Трудный ребенок
Является ли ваш ребенок трудным
Как вы разговариваете с ребенком
Второй язык

Себорейный дерматит

Я мою голову своей дочери каждый день, но никак не могу избавиться от чешуек, покрывающих ее кожу.

Себорейный дерматит очень часто встречается у младенцев, и ваша дочь вовсе не обречена всю жизнь страдать от перхоти. Себорейный дерматит в мягкой форме, когда кожа головы покрыта жирными чешуйками, хорошо удаляется, если быстрыми движениями смазать голову растительным маслом или вазелином, чтобы размягчить чешуйки, а затем тщательно вымыть ее шампунем. Но если чешуйки плотные и (или) есть струпья, может пойти на пользу ежедневное применение антисеборейного шампуня или мази, содержащей салицилат серы (следите за тем, чтобы она не попадала ребенку в глаза, после того как вы смазали голову маслом). Но если это не помогает, прервите лечение и обсудите проблему с доктором. Поскольку себорейный дерматит обычно усиливается от пота, постарайтесь содержать голову ребенка в сухости и прохладе, поэтому надевайте на него шапочку, только если в этом есть необходимость, и снимайте сразу же, как только окажетесь в теплом помещении.

В особо серьезных случаях себорейная сыпь может распространиться на лицо, шею или ягодицы. Если такое произойдет, детский доктор пропишет лекарство.

Иногда себорейный дерматит может продержаться довольно долго даже после того, как ребенок выйдет из младенческого возраста. Поскольку данная проблема имеет чисто косметический характер, активное Лечение (использование специального кортизона, способного на время сдержать распространение чешуек) обычно не рекомендуется, но такую возможность, несомненно, стоит обсудить с вашим детским врачом.

наверх
Улыбка ребенка

Моему сыну уже 5 недель, но он все еще не умеет по-настоящему улыбаться.

Не унывайте. Даже самые счастливые дети начинают по-настоящему улыбаться только после 6-7 недель. Вы сумеете отличить первую настоящую улыбку - ребенок улыбнется всем лицом, и вы сможете подготовить его к этому, играя и разговаривая с ним, лаская его. Так что улыбайтесь своему малышу, почаще с ним разговаривайте, и очень скоро он улыбнется вам в ответ.

наверх
Агуканье

  • Мой шестинедельный ребенок произносит большое количество гласных звуков, но ни одного согласного. Не означает ли это, что у него могут возникнуть проблемы с речью?

Грудные дети первым делом начинают произносить гласные звуки "а", "е", "о", "у", и это происходит между первым и концом второго месяца. Поначалу мелодичное агуканье, сопровождаемое гортанными звуками, кажется совершенно случайным, но затем вы начинаете замечать, что оно обращено к вам, когда вы разговариваете со своим малышом, или к плюшевой игрушке в манеже, погремушке, висящей над кроваткой, или даже к цветку на полке. Подобные вокальные упражнения часто практикуются как для собственного удовольствия, так и для вашего: ребенку словно бы нравится слушать звуки собственного голоса. Они также имеют образовательное значение: ребенок узнает, какие комбинации горла, языка и губ позволяют произносить различные звуки.

Для родителей агуканье - долгожданный шаг, ведущий на новый уровень общения. И это только начало. За период от нескольких недель до нескольких месяцев ребенок добав--ляет к своему репертуару громкий смех (обычно в 3,5 месяца), повизгивание (к 4,5 месяца) и несколько согласных звуков. Диапазон первых согласных, произносимых ребенком, очень широк - некоторые дети начинают произносить несколько похожих на согласные звуков на третий месяц, другие - только к пятому-шестому месяцу.

Когда ребенок начинает экспериментировать с согласными, он обычно находит сразу один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании ("ба", "га", "да") снова и снова. На следующей неделе он может наткнуться на новую комбинацию и словно бы забывает про первую, но это не так. Поскольку способность ребенка к концентрации ограничена, он обычно тратит все силы на то, чтобы за какой-то промежуток времени хорошо овладеть одной комбинацией.

Следом за двусложными звуками с одним согласным ("а-га", "а-ба", "а-да") ребенок приблизительно в 6 месяцев начинает произносить нараспев целые цепочки согласных ("да-да-да-да-ад-да"), что обычно и называют детским лепетом. К восьми месяцам многие дети умеют произносить похожие на слова двусложные звуки ("да-да", "ма-ма", "ба-ба"), не придавая им конкретного смысла, обычно вплоть до 10-11-го месяца. Умение произносить все согласные у многих детей приходит значительно позже, часто только к 4-5 годам. Совершенно нормальные дети испытывают трудности с некоторыми согласными (обычно "л" и "с") даже в школьные годы.

Наш малыш не может произносить те же агукающие звуки, которые его старший брат произносил в 6 недель. Есть ли у нас причины для беспокойства?

Некоторые нормальные дети начинают овладевать языком раньше среднего возраста, другие - позже. Около 10% младенцев начинают агукать к концу первого месяца жизни, 10% - с третьего месяца. Некоторые начинают произносить цепочки согласных до 4,5 месяца; другие - только в 8 месяцев. Ранняя вербализация может указывать на хорошие способности овладения языком (хотя этому нет определенных доказательств); у детей, которые сильно отстают и попадают в меньшие 10%, могут быть проблемы с развитием или здоровьем, но об этом тоже нельзя судить определенно. Ясно только то, что вам еще рано испытывать беспокойство из-за того, что ребенок не произносит какие-то звуки, поскольку его отставание пока еще в пределах нормы.

Если в последующие несколько месяцев, несмотря на все ваши усилия, вам покажется, что ваш ребенок отстает от основных показателей развития, поговорите с вашим детским доктором. Не исключено, что вы просто не замечаете вокальных успехов своего малыша в силу своей занятости (такое порой случается со вторым ребенком). В редких случаях, когда возникает реальная проблема, ранняя диагностика помогает успешно ее решить.

наверх
Кривые ножки
Ступни нашего сына кажутся повернутыми внутрь. Выпрямятся ли они самостоятельно?

Почти с полной уверенностью можно ответить утвердительно. Большинство младенцев появляется на свет с кривыми и немного косолапыми ножками. Это объясняется нормальным изгибом ног новорожденного в ограниченном пространстве матки. После нескольких месяцев в таком положении его ноги по-прежнему остаются согнутыми или кажутся повернутыми внутрь.

В последующие месяцы, когда ноги вашего ребенка начнут сгибаться, он станет ползать, а затем ходить, они постепенно выпрямятся. Это почти всегда происходит естественным путем.

Чтобы убедиться в том, что проблема с ногами вашего ребенка не является следствием какого-либо отклонения, выскажете свое беспокойство доктору во время очередного визита. Доктор, вероятно, уже проверил ступни вашего ребенка, но дополнительный осмотр не повредит.

наверх
Сравнение с другими детьми
Я регулярно гуляю с группой других молодых матерей, и почти каждый раз они начинают сравнивать своих младенцев и рассказывать, что они умеют делать. Это вызывает беспокойство из-за того, нормально ли развивается моя дочь.

Если что-то способно в большей степени вселять тревогу, чем полная комната беременных женщин, сравнивающих свои животы, так это группа молодых матерей, сравнивающих своих младенцев. Точно так же, как не бывает двух беременных женщин с абсолютно одинаковыми животами, так и нет двух одинаковых младенцев. Нормы развития (те, которые приводятся в начале каждой главы этой книги) применимы для сравнения вашего ребенка с широким спектром нормально развивающихся младенцев, с тем чтобы оценить его прогресс и выявить какие-либо проблемы. Но сравнение вашей дочки с чьим-либо или даже с вашим старшим ребенком способно только вызвать целый ряд необоснованных страхов и разочарований. Двое совершенно нормальных младенцев могут развиваться в разных областях с совершенно различной скоростью: один может вырваться вперед в произнесении звуков и общении, другой - в чисто физических показателях. Различия между детьми становятся еще более заметными к концу первого года: один очень рано начал ползать, но пошел только в 15 месяцев, другой - вообще не ползал, но в 10 месяцев внезапно начал делать самостоятельные шаги. Затем следует иметь в виду, что оценка матерями развития своих детей крайне субъективна и не всегда точна. Одна мать может даже не понять, что частое агу-канье является признаком раннего языкового развития, в то время как другая, услышав один невнятный звук, начинает всем хвастать: "Она сказала "мама"!"

Таким образом, можно сделать вывод, что сравнение детей не приносит хороших результатов и лучше этим не заниматься, а также постараться избегать людей, любящих проводить сравнения. Если вы не способны полностью проигнорировать навязчивые расспросы, разумнее всего помнить о том, насколько бессмысленны всякие сравнения. Ваш ребенок, точно так же как и ваш живот, предшествующий появлению его на свет, - единственный в своем роде.

наверх
Использование рюкзачков для переноски ребенка
Мы обычно всюду носим нашего сына в специальном рюкзачке. Хорошо ли это?

Хотя специальные рюкзачки - матерчатые мешки с лямками - сравнительно недавно приобрели популярность, они в той или иной форме применялись представителями других культур с доисторических времен. На это есть по крайней мере три веские причины. Во-первых, дети любят, когда их носят таким образом, они получают удовольствие от равномерных движений, близости к теплому телу. Во-вторых, дети меньше плачут остальную часть дня, если их перед этим долго носили, что гораздо проще делать, используя специальный рюкзачок. И в-третьих, рюкзачки дают возможность матерям заниматься своими делами и одновременно носить ребенка.

Однако, хотя рюкзачки и очень удобны для родителей, необходимо иметь в виду следующее.

  • Перегрев

В очень жаркий день даже почти раздетый ребенок может перегреться в рюкзачке,-особенно таком, который закрывает ножки, ступни и голову или сделан из очень плотного материала. Такой перегрев может даже привести к тепловому удару. Если вы пользуетесь рюкзачком в жаркую погоду или в душном помещении, как можно чаще проверяйте своего ребенка, чтобы убедиться, что он не вспотел и его тело не кажется более горячим, чем ваше. Если вы заметили признаки перегрева, снимите с него какую-либо одежду или выньте его из рюкзачка.

  • Недостаток стимуляции

Ребенок, которого постоянно носят в рюкзачке, видит перед собой только грудь или лицо и не может обозревать окружающий мир. В первые несколько недель жизни это не является серьезной проблемой, когда потребности ребенка ограниченны, но в более старшем возрасте он уже готов расширить горизонты своего восприятия. Поэтому пользуйтесь универсальными рюкзачками, в которых ребенка можно носить лицом к груди во время сна и поворачивать лицом наружу в моменты бодрствования, либо пользуйтесь рюкзачком только тогда, когда ребенок спит, а также в такие моменты, когда его необходимо успокоить или освободить свои руки. Все остальное время пользуйтесь коляской или детским стульчиком.

  • Слишком много сна

Малыши, которых носят в рюкзачках, имеют склонность слишком много спать, часто дольше, чем им нужно, поэтому они привыкают спать урывками вместо нормального продолжительного сна в своей кроватке. И они могут так хорошо выспаться за день, что не захотят спать ночью. Если ваш ребенок сразу же погружается р сон, как только вы сажаете его в рюкзачок, пользуйтесь им только на время дневного сна.

  • Риск повреждений

Шея у младенца еще недостаточно крепкая, чтобы поддерживать голову во время сильной тряски. Вам может показаться, что, захватив с собой на утреннюю пробежку ребенка в рюкзачке, вы удачно сочетаете два дела: поддерживаете физическую форму и одновременно развлекаете ребенка, но частые толчки и тряска могут представлять для него опасность. Вместо этого пристегивайте ребенка в прогулочной коляске, когда собираетесь вместе с ним на пробежку. И еще: когда вы носите на себе рюкзачок с ребенком, наклоняйтесь, сгибая колени, а не талию, иначе ваш ребенок может выскользнуть. Разумное использование детского рюкзачка может пойти ему на пользу, но помните о том, что ваш ребенок не готов к заплечному рюкзачку до тех пор, пока не научится сидеть самостоятельно.

наверх
Иммунизация
Наш педиатр говорит, что иммунизация совершенно безопасна. Но я слышала множество страшных рассказов о серьезных, даже фатальных ее последствиях, а моей дочери скоро предстоит делать прививки.

К сожалению, рассказ о пользе всеобщей иммунизации не может привлечь к себе столько внимания, как история, описывающая крайне редкий случай, когда она привела к фатальным последствиям. Так что современные родители больше наслышаны о риске, связанном с иммунизацией, чем о том, какую пользу она приносит. И все же, как вам наверняка объяснил ваш педиатр, для подавляющего большинства младенцев польза от прививок намного перевешивает связанный с ними риск.

Не так давно в США главной причиной смерти младенцев были инфекционные заболевания, такие, как дифтерия, тиф и оспа. Корь и коклюш были настолько распространены" что лишь немногим детям удавалось избежать этих заболеваний, и тысячи малышей умирали или получали серьезные осложнения. Родители со страхом ожидали наступления каждого лета, приносящего вместе с собой эпидемию полиомиелита, убивающего и калечащего большое число детей. Сегодня оспа полностью побеждена, дифтерия и тиф крайне редки. Лишь ничтожно малый процент детей ежегодно болеют коклюшем, а полиомиелит является болезнью, о которой молодые матери даже не слышали.

Современный ребенок имеет больше шансов погибнуть в автомобильной аварии из-за того, что его не посадили в детское сиденье, чем от инфекционного заболевания. И причиной тому - всеобщая иммунизация.

Принцип иммунизации основан на том, что после заражения ослабленными или мертвыми микроорганизмами, вызывающими заболевание (в форме вакцины), или токсинами, которые они производят, происходит их расщепление теплом тела или химическими веществами (превращаясь в токсоид), после чего организм приобретает способность вырабатывать антитела, которые бы он вырабатывал, если бы на самом деле был заражен данным заболеванием. Вооруженные специальной памятью, являющейся уникальной особенностью иммунной системы, эти антитела "узнают" болезнетворные микроорганизмы в том случае, если они атакуют организм, и уничтожают их.

Еще древние заметили, что если человек перенес какое-то инфекционное заболевание, то он скорее всего не заболеет им снова, поэтому людей, которые выжили после чумы, часто использовали для ухода за больными. В своем настоящем виде иммунизация появилась еще в XVIII веке. Шотландский врач Эдвард Дженнер решил проверить на опыте старое поверье, согласно которому человек, перенесший коровью оспу, никогда не заболеет ее смертоносной разновидностью. В 1796 году Дженнер сделал два неглубоких надреза на руке здорового восьмилетнего мальчика и смазал их гноем, вы-давленным из болячек на теле доярки, инфицированной коровьей оспой. Через неделю у ребенка незначительно поднялась температура, а затем на руке появилась пара маленьких оспин. Впоследствии он вступал в контакт с людьми, боль--ными оспой, но не заболел. Он приобрел иммунитет.

В настоящее время иммунизация ежегодно спасает тысячи жизней. Но здесь не все обстоит благополучно. Хотя большинство детей имеют лишь слабую реакцию на прививки, некоторые из них заболевают, а иногда и очень серьезно. Однако реальная защита от серьезных заболеваний намного превосходит возможную опасность для всех детей, кроме тех, кто принадлежит к группе повышенного риска. И точно так же, как вы принимаете определенные меры предосторожности, чтобы снизить риск при переходе улицы (переходя ее на зеленый свет и посмотрев в обе стороны) или во время поездки в автомобиле (ведя машину осторожно и используя ремни безопасности), вы точно так же можете, соблюдать меры o предосторожности, когда делаете прививку своему ребенку. Перед тем как сделать укол, убедитесь в том, что ребенок совершенно здоров, и следите за возможным появлением побочных эффектов, чтобы сразу сообщить о них доктору.

Первый, широко распространившийся вид иммунизации - прививка от оспы - был настолько успешен, что теперь в нем больше нет необходимости, так как эта болезнь, по всей видимости, полностью побеждена. Есть надежда на то, что всеобщая иммунизация когда-нибудь победит все остальные серьезные заболевания. А пока этого не произошло, вашему ребенку, если он не входит в группу риска, вероятно, будут сделаны следующие прививки.

наверх
АКДС

Первая прививка, которую скорее всего сделают вашему ребенку, содержит токсоиды дифтерии и столбняка и вакцину коклюша. В то время как реакция на оба токсоида проявляется крайне редко, реакция на вакцину коклюша встречается у многих детей. К счастью, эта реакция по большей части умеренная и не представляет серьезной опасности. Одно время бытовало мнение, что применение вакцины коклюша способно привести к серьезным повреждениям мозга или даже смерти, однако ни одного подобного факта не было зафиксировано для новой вакцины. Хотя риск появления реакции на прививку очень мал, тем не менее вам необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:

  • убедитесь в том, что врач тщательно осмотрел вашего ребенка, перед тем как сделать первую прививку АКДС;
  • внимательно наблюдайте за ребенком в течение 72 часов после прививки (особенно в течение первых 48 часов) и немедленно сообщайте врачу о любой серьезной реакции. Необходимо также поставить в известность врача, если вы в течение 7 дней после прививки заметите что-либо необычное в поведении своего ребенка;
  • попросите доктора записать название производителя вакцины и ее серийный номер в медицинскую карту вашего ребенка вместе со всеми реакциями, которые вы заметите;
  • перед следующей прививкой АКДС напомните вашему доктору обо всех реакциях на вакцину;
    если у вас имеются какие-либо опасения относительно безопасности вакцины, обсудите их с вашим детским врачом.

Что вам следует знать о прививке АКДС

Распространенные реакции на прививку АКДС Самые распространенные реакции на прививку АКДС приведены ниже в порядке частоты проявления, и первые три, которые являются самыми распространенными, наблюдаются примерно у половины иммунизированных детей; все они продолжаются 1-2 дня:

  • боль в области укола;
  • повышение температуры (от 38 до 42° С в прямой кишке);
  • общее беспокойство;
  • опухоль в области укола;
  • покраснение в области укола;
  • слабость;
  • потеря аппетита;
  • тошнота.

От температуры и боли ребенку можно дать детский ацетаминофен (если ацетаминофен дать сразу после укола для профилактики, то он в значительной мере ослабит реакцию). Теплый компресс, наложенный на область укола, также поможет снизить чувство дискомфорта, испытываемое ребенком. Жар и болезненные ощущения могут становиться все более серьезной проблемой с каждой новой дозой АКДС, но тошнота и общее беспокойство проявляются реже.

Когда звонить доктору

Если в течение 48 часов после вакцины у ребенка появится какой-либо из приведенных ниже симптомов, позвоните доктору:

  • непрерывный громкий плач на протяжении более 3 часов;
  • необычная сонливость (ребенка бывает трудно разбудить);
  • необычные бледность и вялость;
  • температура в прямой кишке 40° С и выше;
  • судороги.

Симптомы воспаления мозга, такие, как судороги и изменения в поведении, могут не проявляться вплоть до второй недели после иммунизации (последние исследования показали, что даже такая серьезная реакция обычно не вызывает значительных долговременных повреждений неврологического характера).
Когда исключать из прививки вакцину против коклюша
Американская академия педиатров рекомендует исключать вакцину против коклюша из комбинированной прививки АКДС (в результате прививка будет содержать только вакцины против дифтерии и столбняка) для детей в следующих случаях:

  • после недавних случаев судорог или конвульсий до тех пор, пока неврологическое заболевание не будет вылечено;
  • при подтвержденных или подозреваемых неврологических заболеваниях, таких как эпилепсия (дети со стабильным неврологическим состоянием, например церебральным параличом, могут быть вакцинированы);
  • при сильной аллергической реакции в течение нескольких часов после предыдущей прививки АКДС, а также судорогах в течение 3 дней, высокой температуре или серьезных проблемах с мозгом в течение 7 дней;
  • если предыдущий укол вызвал необычно громкий плач, продолжавшийся более 3 часов, повышенную сонливость, вялость, крайнюю бледность.

Большинство врачей не разрешают делать прививку, если ребенок болен, простужен или у него повышенная температура (очередная прививка АКДС делается через месяц после того, как спадет температура). Вакцинацию обычно не откладывают, если ребенок часто страдает от насморка, вызванного аллергией, и точно известно, что его причиной является именно аллергия, а не инфекция.

Во время эпидемий даже дети, принадлежащие к группе повышенного риска, обычно проходят иммунизацию, поскольку опасность, связанная с заболеванием коклюшем (приводит к смерти одного из ста младенцев моложе 6 месяцев), значительно серьезнее опасности от вакцины.

При вакцинации, проводимой после 7 лет, обычно рекомендуют исключать вакцину против коклюша, поскольку после этого возраста данное заболевание уже не представляет большой опасности, а опасность от применения вакцины, наоборот, возрастает. После 7 лет также снижают дозировку вакцины против дифтерии, реакция на которую становится более серьезной.

наверх
Вакцина против полиомиелита

в настоящее время спасает миллионы детей. Дети обычно получают все необходимые дозы еще в дошкольном возрасте: в 2 и 4 месяца, в 18 месяцев и между 4-6 годами. Некоторые врачи дают дополнительную дозу в 6 месяцев, если ребенок живет в зоне повышенного риска или если существует вероятность того, что он потерял часть дозы раньше (он мог выплюнуть вакцину, или она вышла во время приступа диареи).

Вакцина против полиомиелита доказала свою безопасность, и дети очень редко имеют на нее какую-либо серьезную реакцию после очередной дозы. Но существует микроскопический. риск (примерно один на 8,7 млн.) паралича и чуть больший риск (примерно один на 5 млн.) того, что родители или другие члены семьи заразятся полиомиелитом от иммунизированного ребенка.

Живая оральная вакцина против полиомиелита обычно" противопоказана детям, больным раком, тем, чья иммунная система ослаблена от рождения или подавлена болезнью и медицинскими препаратами, а также тем, кто живет в одном доме с человеком, имеющим ослабленную иммунную систему. Таким детям рекомендуется применять неактивную вакцину (1РУ), которая вводится непосредственно в кровь. Некоторые врачи рекомендуют применять 1РУ всем детям для первых двух прививок в 2 и 4 месяца, а 2 последующих раза применять живую оральную вакцину.

наверх
Корь, паротит, краснуха (ММК)

Возможно, вам в детстве не делали прививки от этих распространенных заболеваний, но ваш ребенок почти наверняка пройдет через эту прививку - комбинированной вакциной - в возрасте от 12 до 15 месяцев, поскольку ее раннее применение менее эффективно (дети моложе 1 года обычно после прививки не вырабатывают полного иммунитета к кори, паротиту и краснухе; по этой причине ММК не делается раньше). Хотя корь часто является объектом шуток, на самом деле это серьезное заболевание с серьезными, порой фатальными последствиями. С другой стороны, краснуха, также известная как "немецкая корь", часто проходит в такой слабой форме, что ее симптомы остаются незамеченными. Но поскольку она способна вызвать дефекты в развитии плода у инфицированной беременной женщины, рекомендуется делать против нее прививку в младенчестве. Паротит (воспаление околоушной железы) редко представляет значительную проблему в детстве, но поскольку это заболевание способно вызвать серьезные осложнения у взрослых (такие, как бесплодие и глухота), рекомендуется проводить иммунизацию против нее в детстве.

Реакция на комбинированную прививку ММК достаточно распространена, но она проходит в легкой форме и обычно проявляется только через неделю или две после вакцинации. У одного из пяти детей незначительно повышается температура от вакцины кори, которая держится несколько дней. Примерно у одного из семи детей появляется сыпь и увеличиваются гланды, и у одного из двадцати - боли и опухоль суставов от вакцины краснухи примерно через 3 недели после прививки. Иногда может наблюдаться увеличение слюнных желез от вакцины паротита. Значительно реже возникают покалывание, онемение в руках и ступнях, которые трудно определить у младенцев, и аллергические реакции. Также возможно (но специалисты в этом не уверены), что прививка ММК способна вызывать энцефалит (воспаление мозга), судороги, сопровождаемые повышением температуры, и в очень редких случаях поражение слухового нерва.

Необходимо соблюдать особые меры предосторожности при вакцинации ребенка, который болен чем-либо еще, кроме легкой простуды, а также тех, кто страдает заболеванием, снижающим сопротивляемость организма инфекциям, или принимал гаммаглобулин в предыдущие 3 месяца. Вакцина также может быть опасна для того, у кого сильная аллергическая реакция на некоторые продукты питания, например яйца, или антибиотики, потребовавшая врачебного вмешательства.

наверх
Вакцина против ветряной оспы

Ветряная оспа - это заболевание средней тяжести, обычно не имеющее серьезных осложнений. Однако осложнения все же могут быть, например синдром Рейе и бактериальные инфекции; и заболевание может оказаться фатальным для детей из группы повышенного риска, страдающих лейкемией, иммунодефицитом или чьи матери были инфицированы непосредственно перед родами. Вакцина против ветряной оспы рекомендуется для иммунизации здоровых детей старше одного года, а также не болевших ветрянкой и не имеющих к ней иммунитета подростков и взрослых.

наверх
Вакцина против гемофильной бактерии

Эта вакцина применяется против смертельно опасной гемофильной гриппозной бактерии (Hib), являющейся причиной всевозможных серьезных заболеваний у младенцев и маленьких детей. Таких, как менингит (ежегодно заболевают 12 тыс. детей, из них 5% со смертельным исходом), эпиглоттит (заболевание, вызывающее непроходимость дыхательных путей), септицемия (заражение крови), целлюлит (воспаление подкожной клечатки), остеомиелит (воспаление костей), перикардит (воспаление сердечной мембраны) у маленьких детей.

Вакцина Hib, одобренная в 1990 году, почти не имеет побочных эффектов. Рекомендуют вводить вакцину в 2, 4 и б месяцев и заключительную дозу - от 12 до 15 месяцев. Как в случае со всеми остальными вакцинами, вакцину Hib не следует вводить ребенку, болеющему чем-либо еще, кроме легкой простуды, и тем, у кого аллергия к одному из ее компонентов. В очень редких случаях после инъекции вакцины ?Ь могут наблюдаться повышенная температура, покраснение и (или) болезненные ощущения в области укола, диарея, тошнота.

наверх
Вакцина против гепатита В

Желательно, чтобы все новорожденные получали первую дозу этой вакцины при рождений. Такая иммунизация очень важна для младенцев, имеющих инфицированных матерей. Дополнительные дозы рекомендовано вводить в 2 и 4 месяца, а затем - от 6 до 18 месяцев. Детям, которым не делали прививку раньше, также следует пройти иммунизацию независимо от возраста. Вакцина не имеет серьезных побочных действий.

Если по каким-то причинам очередная прививка вашего ребенка была отложена, это не имеет особого значения. Иммунизацию можно продолжить с того момента, с которого она была прервана; начинать все заново нет никакой необходимости.

наверх
Иммунизация против гриппа
Во время эпидемии гриппа следует ли моему двухмесячному сыну сделать против него прививку?

Обычно грипп - это заболевание средней тяжести, способное привести к некоторым серьезным осложнениям, поэтому прививка против гриппа рекомендована только детям, страдающим болезнями сердца или легких, у которых слабая иммунная система, а также тем, у кого обнаружена серповидно-клеточная анемия или похожее заболевание крови. Хотя новорожденные особенно чувствительны к гриппу, в настоящее время не рекомендуется делать им прививку от этой болезни, поскольку пока еще слишком мало известно о пользе и риске иммунизации данного типа для детей младше 6 месяцев.

Если по каким-либо причинам детский врач предложил сделать вашему ребенку прививку от гриппа, убедитесь в том, что она не будет сделана вместе с прививкой АКДС. Сочетание этих прививок увеличивает риск нежелательной реакции (не следует делать прививку от гриппа ребенку, имеющему аллергию на яйца).

наверх
Крипторхизм
Мой сын родился с неопущенными яичками. Доктор сказал, что они опустятся в мошонку из брюшной полости к тому времени, когда ему исполнится месяц или два, но этого до сих пор не произошло.

Брюшная полость может показаться странным местом для расположения яичек, но это не так. Яички~у мальчиков и яичники у девочек развиваются в брюшной полости зароды-oша из эмбриональной ткани. Яичники остаются на месте, яички же должны пройти через паховый канал и опуститься в мошонку, расположенную у основания пениса, примерно на восьмом месяце гестационного периода. Но у 3-4% мальчиков, родившихся в срок, и около трети недоношенных яички не успевают опуститься до рождения. Такое явление называется "крипторхизм".

Поскольку яички имеют обыкновение перемещаться, не всегда легко установить, что одно из них не опустилось. Обычно яички выходят из брюшной полости, когда им угрожает перегрев (защита спермопроизводящего механизма от слишком высокой температуры). Но они могут вернуться назад, если им холодно (защита спермопроизводящего механизма от слишком низкой температуры) или когда их трогают (защитная реакция от возможных повреждений). У многих левое яичко свисает ниже, чем правое, отчего может возникнуть впечатление, что правое яичко не опущено. Диагноз о задержке опускания яичка или яичек можно сделать только тогда, когда одно или оба яичка никогда не появляются в мошонке, даже если ребенок находится в теплой ванне.

Крипторхизм не вызывает боли или трудностей при мочеиспускании, и, как вам наверняка объяснил доктор, яички обычно опускаются самостоятельно. К первому году только трое-четверо из тысячи мальчиков имеют неопущенные яички. В редких случаях, когда к 5 годам яички по-прежнему находятся в брюшной полости, рекомендуется хирургическая операция, которая, как правило, заканчивается успешно.

наверх
Грыжа
Я была очень расстроена, когда доктор сказал, что у моих мальчиков-близнецов паховая грыжа и им потребуется хирургическая операция.

Часто считают, что грыжа может возникнуть только у взрослого человека, если он поднимает слишком большие тяжести. Но грыжа не является чем-то необычным у новорожденных, особенно у мальчиков, которые появились на свет преждевременно (что часто происходит с близнецами).

При паховой грыже часть кишок проскальзывает в один из паховых каналов (тот же самый канал, через который яички опускаются в мошонку) и выпирают в паху. Обычно дефект обнаруживается в виде бугорка внизу живота, справа или слева от половых органов, И бывает особенно заметен, когда ребенок кричит или напрягается. Когда фрагмент кишок проскальзывает до самой мошонки, грыжа становится заметна как увеличение или опухоль мошонки, в таком случае она назы-' вается пахово-мошоночная грыжа.

Хотя большую часть времени паховая грыжа не вызывает проблем, иногда она может ущемляться. Симптомами могут быть рвота, сильная боль и даже болевой шок. Поэтому в случае появления плотного выпячивания в паховой области или мошонке как можно скорее следует показать ребенка врачу. Поскольку ущемление паховой грыжи чаще всего происходит у детей до 6 месяцев, обычно рекомендуется сразу же устранить дефект, если ребенку не противопоказано хирургическое вмешательство. Подобные операции обычно достаточно просты и успешны, с очень коротким периодом госпитализации. В редких случаях паховая грыжа требует повторной операции, хотя у некоторых детей грыжа через некоторое время вновь появляется с противоположной стороны.

наверх
Вогнутые соски
Один из сосков моей дочери утоплен внутрь и совсем не выступает. Что с ним не так?

Похоже, у нее вогнутый сосок, что встречается довольно часто у новорожденных. Часто сосок, который был вогнут при рождении, позднее выправляется самостоятельно. Если этого не произойдет, то данное обстоятельство не вызовет никаких проблем до тех пор, пока она не станет матерью - тогда ей придется принять некоторые меры для того, чтобы вытянуть сосок.

наверх
Отказ от груди
Мой ребенок очень хорошо сосал грудь, но в течение последних 8 часов внезапно отказался от груди. Может быть, что-то произошло с моим молоком?

Что-то, вероятно, и в самом деле не так, хотя не обязательно это зависит от вашего молока. Временный отказ от груди не является чем-то необычным, и почти всегда этому есть определенные причины, из которых наиболее распространенными являются следующие.

  • Питание матери

Ребенок может отказаться сосать грудь, если вы употребили в пищу продукты, придающие молоку неприятный вкус, например чеснок или квашеную капусту. Если вы выяснили, какой продукт вызывает отрицательную реакцию у вашего ребенка, избегайте его до тех пор, пока не перестанете кормить.

  • Простуда

Дети, у которых заложен нос, не могут сосать материнскую грудь и дышать одновременно. Используйте увлажнитель воздуха, прочистите нос ребенка при помощи носового аспиратора или попросите доктора выписать детские капли от насморка.

  • Появление зубов

У некоторых детей зубы начинают резаться довольно рано, и в очень редких случаях у двухмесячного малыша уже появляются 1-2 зуба. Сосание груди часто вызывает давление на распухшие десны, что делает процесс кормления болезненным.

  • Боль в ушах

Поскольку боль в ушах может распространяться и на челюсть, сосательные движения при кормлении способны усилить болезненные ощущения у ребенка.

  • Молочница

Если во рту вашего ребенка появилась эта грибковая инфекция, постарайтесь принять все меры, чтобы инфекция не передалась вам через трещины в сосках и не распространилась по всему телу ребенка.

  • Медленный отток

Очень голодный ребенок может проявлять нетерпение, если молоко не поступает к нему сразу, как только он взял сосок (некоторым женщинам требуется до 5 минут, чтобы у них начался отток молока), и с раздражением выплевывать его, прежде чем начался отток. Чтобы избежать подобной проблемы, сцедите немного молока, прежде чем поднести ребенка к груди.

  • Гормональные изменения в вашем организме

Новая беременность (которая маловероятна, если вы кормите исключительно грудью, и более возможна, если вы начали давать ребенку твердую пищу (или ввели в рацион искусственную смесь), заставляет организм вырабатывать гормоны, которые могут изменить вкус грудного молока. Это может произойти также и вследствие возобновления менструаций, что опять-таки маловероятно до тех пор, пока вы кормите ребенка только грудью.

  • Внутреннее напряжение

Если вы чем-то обеспокоены или расстроены, то это может передаться ребенку, и он будет чувствовать себя слишком напряженно во время кормления.

  • Готовность к отказу от груди

Ребенок постарше, который отказывается от груди, может тем самым как бы говорить: "Мама, я уже слишком большой, чтобы сосать грудь. Я готов перейти на другую пищу". По иронии судьбы дети обычно делают это, когда матери еще даже не задумываются о том, чтобы прекратить кормить их грудью, и гораздо реже, если матери на самом деле готовы прекратить грудное вскармливание.

Иногда не удается найти видимой причины, по которой ребенок отказывается от груди. Словно взрослый, решивший устроить себе "разгрузочный день", ребенок пропускает одно или два кормления. К счастью, подобные голодовки обычно кратковременны. Если аппетит не появится или обнаружатся еще какие-либо тревожные симптомы, поговорите с детским врачом.

наверх
Предпочтение одной груди
Моя маленькая дочка не проявляет никакого интереса к левой груди, а она уже стала заметно меньше правой.

Почему ребенок предпочитает одну грудь другой, не всегда ясно. Это может происходить потому, что он чувствует себя более уютно, когда лежит на основной и, вероятно, более сильной материнской руке, и у него появляется привычка кормиться с правой стороны. Или потому, что мать стремится прикладывать его к левой груди, чтобы освободить правую руку для какой-то другой работы, позволяя правой груди уменьшаться в размерах и сокращать выработку молока. Возможно, одна из грудей лучше производит молоко потому, что мать и ребенок по каким-либо причинам предпочитали ее в самом начале налаживания грудного вскармливания.

Какова бы ни была причина, предпочтение одной груди другой, бывает у некоторых детей и приводит к кривобокости их матерей. Вы можете попытаться увеличить производство молока с "нелюбимой" стороны, ежедневно сцеживая или начиная с нее каждое кормление (если ваш ребенок на это согласится), хотя подобные усилия не всегда оказываются результативными. Во многих случаях матери заканчивают полный цикл грудного вскармливания с разными по размеру грудями. Кривобокость уменьшится после отрыва от груди, хотя некоторое различие может остаться. До той поры у вас есть единственный выход: подбивать чашечку свободного бюстгальтера, чтобы груди выглядели одинаковыми и одежда сидела лучше.

В редких случаях ребенок отказывается от одной из грудей потому, что у нее имеется дефект развития. Так что расскажите о склонности своего ребенка вашему доктору.

наверх
Трудный ребенок
Наша маленькая дочка очень милая, но она всегда готова заплакать по любому поводу. Мы с мужем просто сходим с ума. Может быть, мы что-то делаем не так?

Ни одни родители не ожидают, что у них будет трудный ребенок. В мечтах беременной женщины терпеливый младенец агукает, улыбается, сладко спит, плачет только тогда, когда проголодается, и постепенно вырастает в покладистого ребенка с золотым характером. Вечно кричащие младенцы и непослушные, капризные дети - удел других родителей, которые все делают неправильно. А затем, через несколько дней после того, как милый и желанный ребенок появился на свет, у многих родителей, как и у вас, реальность разрушает фантазии. Внезапно вы сталкиваетесь с тем, что именно ваш ребенок плачет не переставая, не хочет спать и постоянно кажется несчастным и неудовлетворенным. Вы невольно задаете себе вопрос: "Что мы делаем не так?"

Скорее всего вам не в чем себя винить, за исключением того, что вы передали своему отпрыску несколько неудачных генов, поскольку характер ребенка, по всей видимости, в большей степени определяется наследственными признаками, чем внешними условиями. Однако окружающие условия могут повлиять на то, как врожденный темперамент отразится на будущем развитии ребенка. Например, при наличии необходимой стимуляции трудные дети, вырастая, часто имеют развитие выше среднего уровня. Ребенок, который с помощью родителей вырабатывает в себе умение развивать " направлять в нужное русло свои врожденные способности, трансформировать их из недостатков в достоинства, способен превратиться из проблемного младенца в преуспевающего взрослого.

Поэтому прежде всего следует установить, какие именно особенности характера связаны с трудным поведением вашего ребенка (некоторые дети имеют целый набор таких особенностей). Не исключено, что у вашего ребенка пониженный порог чувствительности. Влажный подгузник, складки на одежде, тугой ворот, яркий свет, звуки радио, сбившаяся простыня, холодная кроватка - все эти неудобства могут сильно расстроить ребенка, проявляющего повышенную чувствительность к внешним возбудителям. У некоторых детей все пять чувств - слух, зрение, вкус, осязание и обоняние - очень легко перегружаются; другие менее чувствительны. При обращении с детьми, имеющими пониженный порог чувствительности, необходимо поддерживать на общем низком уровне все внешние раздражители, а также избегать делать то, что особенно беспокоит вашего ребенка.

  • Чувствительность к звукам. Держите под контролем все источники звука в вашем доме, убавив громкость радио, телевизора, стереосистемы, телефонного звонка, попросив людей стучать, а не звонить в дверь, повесив, где это возможно, ковры и занавески, чтобы они поглощали звуки. Разговаривайте с вашим ребенком тихим, спокойным голосом и попросите всех остальных делать то же самое.
  • Чувствительность к свету. Используйте жалюзи или занавески, чтобы ребенок мог спать поздним утром и днем, и старайтесь приглушать освещение в тех помещениях, где он часто бывает. Не подвергайте его чрезмерной зрительной стимуляции - вешайте над кроваткой только одну погремушку и не кладите в манеж больше двух игрушек одновременно. Выбирайте игрушки сдержанной расцветки и неброские по дизайну.
  • Вкусовая чувствительность. Если вы кормите ребенка грудью и он проявляет беспокойство после того, как вы ели чеснок или лук, имейте в виду, что причиной мог быть незнакомый привкус вашего молока, но если вы кормите ребенка из бутылочки и он капризничает во время еды, попробуйте смесь с другим вкусом. Когда вы начнете давать ребенку твердую пищу, помните о том, что ему могут не понравиться новые вкусовые ощущения, и от некоторых продуктов он может категорически отказаться.
  • Осязательная чувствительность. Некоторые дети теряют спокойствие, как только их подгузники становятся влажными, начинают громко кричать, когда им жарко или если на них одежда из грубой ткани, протестуют, когда их опускают в ванночку или кладут на слишком холодный матрас и т.д. Так что старайтесь, чтобы одежда ребенка была удобной, температура воздуха и воды в ванне такой, которая кажется ему наиболее приятной, и чаще меняйте подгузники (хорошо впитывающие влагу одноразовые подгузники могут подойти вам больше, чем марлевые).
    Некоторые дети настолько чувствительны к прикосновениям, что даже могут выражать протест, когда их берут на руки и пытаются приласкать. Не носите долго на руках такого ребенка; старайтесь общаться с ним при помощи слов и зрительного контакта, не прибегая к физическим прикосновениям.
  • Чувствительность к запахам. Необычные запахи очень редко доставляют беспокойство совсем маленькому ребенку, но некоторые дети начинают отрицательно реагировать на определенные запахи к концу первого года жизни. Если ваш ребенок проявляет повышенную чувствительность к запахам, ограничьте в доме резкие запахи, насколько это возможно.
  • Чувствительность к внешним раздражителям. Слишком большое количество всевозможных внешних раздражителей способно вызвать излишнее возбуждение у некоторых детей. С такими детьми необходимо обращаться мягко и осторожно. Громкий разговор, быстрые движения, большое количество игрушек, слишком много людей вокруг, высокая активность днем - все это способно их расстроить. Чтобы такой ребенок лучше спал, избегайте активных игр перед сном, заменяйте их успокаивающей теплой ванной, после чего почитайте ему книжку или включите тихую спокойную музыку.

Однако прежде чем решить, что ваш ребенок относится к трудным детям, вы должны убедиться в том, что за его беспокойным поведением не кроются какие-либо физиологические причины. Опишите его поведение доктору, чтобы он мог исключить любые объяснения медицинского характера, например болезнь или аллергию. Порой ребенок, который кажется трудным, просто испытывает аллергию к искусственной-смеси, у него режутся зубы, или он болен.

наверх
Является ли ваш ребенок трудным
Активный ребенок

Дети часто проявляют признаки того, что они могут быть активнее большинства своих сверстников, еще когда находятся в утробе матери; это подтверждается вскоре после рождения, когда пеленки отбрасываются в сторону, смена подгузников или одежды превращается в борьбу и после сна ребенок всегда оказывается в противоположном конце кроватки. Активные дети являются постоянным источником беспокойства (они спят меньше остальных детей, беспокойно ведут себя.-во время кормления и т.д.), но они также способны приносить и радость (они обычно очень внимательны, всем интересуются и хорошо учатся). Хотя детский энтузиазм и любовь к приключениям не стоит подавлять, вам, вероятно, стоит принять определенные меры предосторожности, а также научиться успокаивать ребенка для еды и сна. Следующие советы могут вам помочь.

  • Если ребенок постоянно сбрасывает с себя одеяло, используйте детский спальный мешок в холодную погоду и легкий конверт в прохладную.
  • Никогда не оставляйте активного ребенка без присмотра на кровати, столике для пеленания или любой другой поднятой поверхности: они начинают очень рано переворачиваться, иногда в такой момент, когда вы меньше всего этого ожидаете. Страховочные ремни на столике для пеленания вам не помешают, но не стоит на них слишком полагаться.
  • Опустите матрас в кроватке на самый низкий уровень сразу после того, как активный ребенок начнет самостоятельно садиться, так как очень скоро он поднимется на ноги и попытается перелезть через ограждение кроватки. Убирайте из кроватки и манежа все предметы, которые он может использовать как ступеньку, чтобы перелезть через ограждение.
  • Не оставляйте активного ребенка в детском стульчике в любом другом месте, кроме широкой кровати или на полу - им часто удается опрокидывать сиденье. И конечно же, ребенок всегда должен быть пристегнут.
  • Выясните, что может снижать активность вашего ребенка - тихая музыка, теплая ванна (никогда не оставляйте его в ванне без присмотра) или просмотр книжки с картинками (хотя активные дети могут быть не готовы к этому так рано, как дети со спокойным характером). Включайте эти успокаивающие занятия в распорядок дня вашего ребенка перед кормлением и сном.
Ребенок с нарушенным распорядком дня

В возрасте от 8 до 12 недель, когда другие дети входят в режим и становятся более предсказуемыми, такой ребенок продолжает держать своих родителей в постоянном напряжении. Он не только не устанавливает собственный режим, но и не проявляет никакого интереса к тому распорядку, который вы ему предлагаете.

Вместо того чтобы следовать на поводу у такого ребенка и позволить хаосу воцариться в вашем доме или решительно взять в свои руки бразды правления и попытаться установить очень жесткий распорядок дня, противоречащий характеру вашего ребенка, постарайтесь найти компромиссное решение. Возможно, вам потребуется вести дневник для того, чтобы раскрыть какие-то закономерности в повседневном поведении вашего ребенка.

Попытайтесь отвечать на непредсказуемость чем-то постоянным, например, кормить в одном и том же кресле в одно и то же время, купать в одно и то же время дня, успокаивать одним и тем же способом и т.д. Чтобы сделать день вашего ребенка более упорядоченным, используйте мягкость, а не силу.

Ночи с ребенком, не имеющим строгого режима, могут быть пыткой в основном потому, что ребенок не отличает день от ночи. Иногда родителям даже придется установить поочередные ночные дежурства до тех пор, пока ситуация не изменится, что неизбежно произойдет, если вы будете настойчивы, сохраняя при этом спокойствие. В экстремальной ситуации доктор может порекомендовать для ребенка успокаивающие средства, чтобы снизить активность и попытаться установить дляГ него некоторое подобие распорядка дня.

Плохо адаптирующийся или изначально замкнутый ребенок

Такие дети постоянно отвергают все незнакомое: новые предметы, людей, пищу, смену обстановки. Если такое поведение характерно для вашего ребенка, постарайтесь установить четкий режим дня с минимальным количеством сюрпризов. Кормление, купание, сон должны проходить в одно и то же время, в одном и том же месте без каких-либо отклонений от заведенного порядка. Представляйте новые игрушки, людей (и пищу, когда ребенок будет к ней готов) постепенно. Например, повесьте над кроваткой новую погремушку лишь на 1-2 минуты, уберите ее, а затем повесьте и задержите подольше. Постепенно увеличивайте время показа, пока ребенок не будет готов ее принять и радоваться ей. Другие новые предметы и игрушки представляйте тем же самым способом. Постарайтесь, чтобы новые люди сначала проводили немного времени в одной комнате с ребенком, затем общались с ним, сохраняя дистанцию, потом ее сокращали и только после этого пытались установить физический контакт. Позднее, когда вы начнете давать твердую пищу, вводите в рацион новые продукты постепенно, начиная с маленьких количеств, увеличивая порцию на одну ложку за 1-2 недели. Не добавляйте новые продукты, пока ребенок не привыкнет к предыдущим.

Ребенок с громким плачем

Вы, вероятно, заметили, что ваш ребенок плакал громче всех остальных детей еще в роддоме. Громкий плач и крики, такие пронзительные, что способны расшатать даже самые крепкие нервы, продолжились и дома. Однако вы не можете повернуть ручку и уменьшить громкость плача вашего ребенка, но есть возможность снизить шум и общую активность в доме и тем самым помочь малышу немного сбавить тон. Также вы можете принять некоторые практические меры, чтобы плач и крики меньше беспокоили членов семьи и соседей. Попробуйте улучшить звукоизоляцию детской комнаты изолирующими коврами, занавесками и прочими предметами, хорошо поглощающими звуки. Вы можете попробовать- использовать беруши, вентилятор, кондиционер, чтобы снизить нагрузку на ваши уши и нервы, не блокируя полностью крики ребенка. Когда в ближайшие месяцы плач утихнет, проблема станет менее ощутимой, но ваш ребенок, вероятно, всегда будет более громким и шумным, чем другие дети.

Недовольный, или "несчастный", ребенок

Вместо того чтобы улыбаться и агукать, некоторые дети постоянно выглядят как бы несчастными. В этом нет вины их родителей (конечно же, если они не проявляют небрежность в уходе за ребенком), и такое поведение ребенка их угнетает. Если вам кажется, что вашего ребенка ничто не радует (и этому нет медицинского объяснения), продолжайте проявлять к нему любовь и окружать заботой, находя утешение в мысли, что когда-нибудь ваш ребенок научится выражать и какие-то другие эмоции, кроме недовольства, после чего плач и капризы пойдут на убыль, хотя, вероятно, он всегда будет принадлежать к "серьезному" типу.

наверх
Как вы разговариваете с ребенком

Дорог, ведущих к общению с ребенком, бесчисленное множество, и все родители находят среди них свои. Вот несколько путей, по которым вы можете пойти сейчас или через несколько месяцев.

  • Объясняйте свои действия

Когда рядом с вами находится ребенок, постарайтесь объяснять ему все ваши действия. Не важно, что ваш ребенок еще не понимает, о чем вы ему рассказываете. Постепенно это поможет вам привыкнуть разговаривать с ребенком, а ребенок научится слушать - таким образом вы направите его на путь, ведущий к пониманию.

  • Почаще спрашивайте

Для того чтобы начать задавать ребенку вопросы, не нужно ждать, когда он сможет вам ответить. Вопросы могут меняться в зависимости от того, как проходит ваш день: "Что бы ты хотел надеть на прогулку: красные штанишки или зеленый комби-незончик? Не правда ли, небо сегодня необыкновенно голубое? Что мне купить на ужин: зеленую фасоль или спаржу?" Делайте паузу, оставляя время для ответа (когда-нибудь ваш ребенок вас им удивит), и сами предлагайте ответ, произнося его вслух: "Спаржу? Замечательный выбор".

  • Давайте ребенку шанс

Как показали исследования, малыши, с которыми родители много разговаривали, раньше начинали говорить. Предоставьте ребенку возможность принять участие в разговоре, агукая, издавая гортанные звуки или засмеявшись. Объясняя свои действия, не забывайте порой делать паузы для "комментариев" ребенка.

  • Старайтесь разговаривать с ребенком простым языком

Хотя сейчас ваш ребенок может получать удовольствие, слушая по радио оживленную речь политического деятеля или экономический отчет, по мере того как он будет становиться старше, следует позаботиться о том, чтобы ему было легче воспринимать отдельные слова. Поэтому иногда старайтесь произносить простые, понятные ребенку фразы: "Посмотри на небо", "Пока-пока", "Маленькие ножки, маленькие пальчики" и т.д.

  • Забудьте о местоимениях

Маленькому ребенку трудно понять, что "я", "мы" или "вы" могут быть мамой, папой, бабушкой или даже им самим. Поэтому, говоря о себе, употребляйте слово "мама" (или "папа" или "бабушка"), а ребенка называйте по имени: "А сейчас мама будет менять Джейсону подгузник".

  • Используйте более высокий голос

Большинство детей предпочитают голос высокой тональности. Попробуйте поднять тональность своего голоса, когда обращаетесь непосредственно к ребенку, и проследите за его реакцией.

  • Живите настоящим моментом

Хотя вы можете рассказывать своему ребенку почти обо всем, какое-то время ваши слова будут для него совершенно непонятны. По мере того как будет развиваться его способность к пониманию, позаботьтесь о том, чтобы в каждый отрезок времени ваш ребенок имел возможность увидеть и услышать как можно больше.

  • Подражайте

Дети любят, когда родители им подражают, имитируя звуки, которые они издают. Когда малыш агукает, агукайте в ответ; когда он произнесет "ахх", произнесите такой же звук. Имитация очень быстро превратится в игру, доставляющую радость вам обоим, и заложит основу для того, чтобы ребенок начал вам подражать.

  • Пойте ребенку и читайте вслух

Не беспокойтесь, если у вас нет слуха, - маленькие дети не слишком привередливы в том, что касается музыки. Им понравится все, что вы споете, расскажете или прочитаете. Большинство детских стишков привлекает внимание даже маленьких детей. Сопровождение декламации жестами удвоит удовольствие. Ваш ребенок быстро даст вам понять, что ему нравится больше всего и какие вещи вам придется петь или читать снова и снова.

  • Наблюдайте за реакцией ребенка

Непрерывный разговор и песни могут утомить кого угодно, даже младенца. Когда ребенок потеряет интерес к вашим словесным играм, начнет закрывать или отводить в сторону глаза, станет беспокойным, капризным, дайте ему отдохнуть.

наверх
Второй язык
Мой муж француз и хочет говорить с нашим ребенком только по-французски, а я говорю только по-английски. Я думаю, будет замечательно, если малыш овладеет вторым языком, но не будет ли это для него трудным в таком раннем возрасте?

Владение вторым языком дает ребенку бесценный опыт общения, позволяет ему нестандартно мыслить и улучшает самооценку. Если на этом языке говорили его предки, то он также приобретает связь с семейными корнями.

Однако нет полного согласия относительно того, когда нужно начинать изучение второго языка. Некоторые специалисты предлагают начинать сразу после рождения, но другие считают, что в столь раннем возрасте ребенок будет испытывать трудности с обоими языками, хотя, вероятно, лишь временные. Они обычно рекомендуют подождать, когда ребенку исполнится 2,5 года, и только потом знакомить его со вторым языком. Уже не вызывает сомнений, что задержка обучения второму языку до того момента, как ребенок научится читать, замедляет его освоение, а раннее знакомство со звуками нового языка (в виде песен, например), напротив, улучшает результаты.

Независимо от того, когда вы начнете, сейчас идя через пару лет, есть несколько способов подтолкнуть ребенка к изучению второго языка. Один из родителей может говорить на английском, а второй - на иностранном языке (как предлагает ваш муж), или оба родителя разговаривают с ребенком на иностранном языке (рассчитывая на то, что ребенок освоит английский в школе или еще где-нибудь), или бабушка, сиделка, няня используют иностранный язык, а родители английский (как правило, наименее эффективный метод). Ни один из методов изучения языка не будет полностью успешным, если "учитель" не владеет им свободно.

Чтобы овладеть иностранным языком, эксперты рекомендуют не "обучаться" ему, а "погрузиться" в него, т.е. играть в различные игры, используя иностранный язык, читать на нем книги, рассказывать стихи, слушать записи, смотреть видеофильмы, посещать друзей, которые разговаривают на этом языке, и по возможности бывать в местах, где этот язык является основным средством общения. Кто бы ни говорил на втором языке, он должен общаться с ребенком исключительно на нем, не поддаваясь соблазну перейти на английский, если ребенок испытывает трудности с пониманием. После того как ребенок пойдет в школу, он научится писать и читать на втором языке, благодаря чему сможет владеть им свободно.

наверх
наверх

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Арлин Эйзенберг Хейди Э.Муркофф Санди Э.Хатауэй
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/