Rambler's Top100 Основные приемы и правила проведения массажа и гимнастики : Назад  

К основным приемам массажа относятся следующие:

  • поглаживание. Массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая. Кисть выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения выполняются без напряжения. Поглаживание успокаивающе действует на нервную систему;
  • растирание выполняется более энергично, чем поглаживание: кисть не скользит по кооже, а, перемещаясь, прямолинейно или круговыми движениями, образует впереди себя кожную складку в виде валика и осуществляет смещение или растяжение кожи вместе с подлежащими тканями в разных направлениях;
  • разминание применяется для массажа крупных мышц конечностей, плечевого пояса и туловища. Действует не только на поверхностные ткани, но и на глубоко раcположенные мышцы. Прием состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и растяжении тканей. Может быть непрерывным и прерывистым.;
  • вибрация включает такие приемы, при выполнении которых в массируемой ткани возникают колебательные движения (похлопывание, рубление, встряхивание и т.д.). Вибрацию можно осуществлять в продольном и поперечном направлениях, зигзагообразно и перпендикулярно к массируемому участку.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы - успокаивают нервную систему; похлопывание и вибрация усиливают возбудительные процессы - возбуждают нервную систему.

При проведении массажа необходимо помнить, что направление, в котором проводится массаж, должно совпадать с направлением тока лимфы (на руках - от кисти к плечу, по направлению к лимфатическим узлам; на ногах - от стопы к паховым железам).

В первые 3 месяца жизни движения детей в большинстве своем являются выражением безусловных (врожденных) рефлексов и характеризуются спонтанностью, стереотипностью и отсутствием целенаправленности.

У детей имеется физиологическая гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей, поэтому детям первых трех месяцев жизни массаж назначается только в виде легкого растрания и легкого поглаживания. Другие виды массажа и так называемые пассивные упражнения в этом возрасте противопоказаны, так как могут усилить гипертонию мышц, вызывают болевые ощущения и снижение эмоционального тонуса.

С трехмесячного возраста в комплексы занятий постепенно включают массаж в виде растирания, разминания, похлопывания.

Для укрепления мышц шеи и туловища используют рефлекторные движения в виде сгибания туловища, которые возникают на основе рефлексов положения (спинного и шейного рефлексов). С моменты выравнивания физиологической гипертони мышц в комплексы занятий включают пассивные движения (скрещивания рук на груди, сгибание и разгибание ног и пр.).

В возрасте 4-6 месяцев у ребенка появляются некоторые произвольные движения, поэтому в комплексы занятий включают упражнения в виде поворотов со спины на живот, вначале с помощью взрослых.

Во втором полугодии жизни способность детей к произвольным движением быстро возрастает, поэтому в комплексы упражнений включают активные упражнения: ползание, присаживание при поддержке и др. Эти упражнения сначала выполняются с некоторой помощью взрослых, а затем самостоятельно при стимуляции игрушками и речью.

При занятии массажем и гимнастикой необходимо соблюдать все предосторожности для предупреждения инфицирования и травмирования кожи ребенка: тщательно вымыть руки, коротко остричь ногти, снятькольца и часы, на одежде не должно быть булавок, брошек. Не рекомендуется применять тальк или вазелин. Во время занятий необходимо все время быть в контакте с ребенком, поддерживать у него положительный эмоциональный тонус, разговаривать с ним, вызывать улыбку, стимулировать к активности.

Если ребенок беспокоен, плачет, занятия с ним следует прекратить, пока он не успокоится.

Для того, чтобы к началу второго полугодия жизни ребенку была обеспечена возможность передвижения в горизонтальном положении, надо уже с четвертого месяца жизни укреплять мышцы спины и плечевого пояса не только путем применения гимнистических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием ребенка на живот в периоды бодрствования и стимулированием элементов ползания.

Если к 6-7 месяца ребенок ползает, то это является хорошим показателем его нормального развития. Было бы большой ошибкой рассматривать ползание как потерявшую смысл стадию развития, так как и в онтогенезе оно является необходимым этапом, благодаря которому укрепляется вся мускулатура, на которую ребенок будет опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Поэтому желательно, чтобы дети учились ползать раньше, чем садиться, вставать на ноги, так как это способствует правильному формированию тела ребенка и его осанки. Порядок возникновения двух актов (сидения и ползания) всецело зависит от системы воспитания и может быть осознанно направлен.


Не только важно, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, ибо неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба обезображивает ноги.

Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четвереньках оно более совершенно и является как бы "предходьбой".

Следовательно, первая задача родителей: с 4-5 месяцев укрепить всю ту мускулатуру, которая осуществляет сидение и стоияние, то есть мышцы спины и ног, с той целью вводится упражнение "ползание".

Не надо учить ребенка сидеть и стоять, он это сделает сам, его надо научить ползать. Срок - к 7 месяцам.

Обращаю внимание родителей на необходимость обучать ребенка сначала ползать, а потом сидеть: как показывает практика, чаще встречаешься с обратным явлением - детей вначале сажают, и они начинают сидеть уже в 5-6 месяцев, а это далеко не безвредно - в дальнейшем ередко формируется неправильная осанка, появляется сутулость, сколиоз и прочие деформации грудной клетки.

После массажа и гимнастики малыша заворачивают в теплую пеленку или одеяло, в зависимости от погоды, и дают ему отдохнуть 30-60 минут.

наверх
наверх

Материал взят из книги "Мать и Дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка", Г.В. Лавренова, Ю.В. Лавренов.
 
 
Рейтинги
 
  Яндекс цитирования
Реклама
 
materinstvo.ru
Современные Родители
Всё для мам и детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright by Anna Lifar © 2002 все права защищены
По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору сайта
/