К основным приемам массажа относятся следующие:
- поглаживание. Массирующая рука скользит по коже
всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая. Кисть
выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения выполняются
без напряжения. Поглаживание успокаивающе действует на нервную
систему;
- растирание выполняется более энергично, чем поглаживание:
кисть не скользит по кооже, а, перемещаясь, прямолинейно
или круговыми движениями, образует впереди себя кожную складку
в виде валика и осуществляет смещение или растяжение кожи
вместе с подлежащими тканями в разных направлениях;
- разминание применяется для массажа крупных мышц
конечностей, плечевого пояса и туловища. Действует не только
на поверхностные ткани, но и на глубоко раcположенные мышцы.
Прием состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании
и растяжении тканей. Может быть непрерывным и прерывистым.;
- вибрация включает такие приемы, при выполнении
которых в массируемой ткани возникают колебательные движения
(похлопывание, рубление, встряхивание и т.д.). Вибрацию
можно осуществлять в продольном и поперечном направлениях,
зигзагообразно и перпендикулярно к массируемому участку.
Различные приемы массажа оказывают различное действие на
нервную систему: поглаживание, растирание и разминание усиливают
тормозные процессы - успокаивают нервную систему; похлопывание
и вибрация усиливают возбудительные процессы - возбуждают
нервную систему.
При проведении массажа необходимо помнить, что направление,
в котором проводится массаж, должно совпадать с направлением
тока лимфы (на руках - от кисти к плечу, по направлению к
лимфатическим узлам; на ногах - от стопы к паховым железам).
В первые 3 месяца жизни движения детей в большинстве своем
являются выражением безусловных (врожденных) рефлексов и характеризуются
спонтанностью, стереотипностью и отсутствием целенаправленности.
У детей имеется физиологическая гипертония мышц-сгибателей
верхних и нижних конечностей, поэтому детям первых трех месяцев
жизни массаж назначается только в виде легкого растрания и
легкого поглаживания. Другие виды массажа и так называемые
пассивные упражнения в этом возрасте противопоказаны, так
как могут усилить гипертонию мышц, вызывают болевые ощущения
и снижение эмоционального тонуса.
С трехмесячного возраста в комплексы занятий постепенно включают
массаж в виде растирания, разминания, похлопывания.
Для укрепления мышц шеи и туловища используют рефлекторные
движения в виде сгибания туловища, которые возникают на основе
рефлексов положения (спинного и шейного рефлексов). С моменты
выравнивания физиологической гипертони мышц в комплексы занятий
включают пассивные движения (скрещивания рук на груди, сгибание
и разгибание ног и пр.).
В возрасте 4-6 месяцев у ребенка появляются некоторые произвольные
движения, поэтому в комплексы занятий включают упражнения
в виде поворотов со спины на живот, вначале с помощью взрослых.
Во втором полугодии жизни способность детей к произвольным
движением быстро возрастает, поэтому в комплексы упражнений
включают активные упражнения: ползание, присаживание при поддержке
и др. Эти упражнения сначала выполняются с некоторой помощью
взрослых, а затем самостоятельно при стимуляции игрушками
и речью.
При занятии массажем и гимнастикой необходимо соблюдать все
предосторожности для предупреждения инфицирования и травмирования
кожи ребенка: тщательно вымыть руки, коротко остричь ногти,
снятькольца и часы, на одежде не должно быть булавок, брошек.
Не рекомендуется применять тальк или вазелин. Во время занятий
необходимо все время быть в контакте с ребенком, поддерживать
у него положительный эмоциональный тонус, разговаривать с
ним, вызывать улыбку, стимулировать к активности.
Если ребенок беспокоен, плачет, занятия с ним следует прекратить,
пока он не успокоится.
Для того, чтобы к началу второго полугодия жизни ребенку
была обеспечена возможность передвижения в горизонтальном
положении, надо уже с четвертого месяца жизни укреплять мышцы
спины и плечевого пояса не только путем применения гимнистических
упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием
ребенка на живот в периоды бодрствования и стимулированием
элементов ползания.
Если к 6-7 месяца ребенок ползает, то это является хорошим
показателем его нормального развития. Было бы большой ошибкой
рассматривать ползание как потерявшую смысл стадию развития,
так как и в онтогенезе оно является необходимым этапом, благодаря
которому укрепляется вся мускулатура, на которую ребенок будет
опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Поэтому желательно,
чтобы дети учились ползать раньше, чем садиться, вставать
на ноги, так как это способствует правильному формированию
тела ребенка и его осанки. Порядок возникновения двух актов
(сидения и ползания) всецело зависит от системы воспитания
и может быть осознанно направлен.
Не только важно, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к 1 году
ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, ибо неправильное
сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба обезображивает
ноги.
Большое значение имеет и качество ползания: в положении на
четвереньках оно более совершенно и является как бы "предходьбой".
Следовательно, первая задача родителей: с 4-5 месяцев укрепить
всю ту мускулатуру, которая осуществляет сидение и стоияние,
то есть мышцы спины и ног, с той целью вводится упражнение
"ползание".
Не надо учить ребенка сидеть и стоять, он это сделает сам,
его надо научить ползать. Срок - к 7 месяцам.
Обращаю внимание родителей на необходимость обучать ребенка
сначала ползать, а потом сидеть: как показывает практика,
чаще встречаешься с обратным явлением - детей вначале сажают,
и они начинают сидеть уже в 5-6 месяцев, а это далеко не безвредно
- в дальнейшем ередко формируется неправильная осанка, появляется
сутулость, сколиоз и прочие деформации грудной клетки.
После массажа и гимнастики малыша заворачивают в теплую пеленку
или одеяло, в зависимости от погоды, и дают ему отдохнуть
30-60 минут.
|